Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Злой умысел" реж. Рошди Зем, 2006 (дни франкофонии в "35 мм")

Если ставилась задача показать самые характерные образцы современного французского кино, то более типичного примера не найти - впрочем, там теперь все фильмы "типичные": снятое на деньги французских налогоплательщиков тупое и высокоидейное арабское говно. При этом не только не считается зазорным, но напротив, воспринимается как соучастие в гуманитарной миссии, сотрудничество в подобных проектах перворазрядных актеров.

Клара, героиня Сесиль де Франс - еврейка, ну то есть не ортодоксальная иудейка, и даже родители ее (в попытке добавить шняге скромного обаяния на роль отца пригласили Жан-Пьера Касселя) не сильно верующие в скорое явление Мессии. Но когда узнают, что их дочь беременна от араба-мусульманина Исмаэля, в восторг, естественно, они не приходят. С арабом Клара жила четыре года, но только когда забеременела, у них вдруг возникли проблемы. Что характерно: еврейская мама, недобитая жидофашистка, настоятельно требует от потенциального зятя принятие иудаизма и посещения синагоги. Оскорбленный мусульманин после такого приема в еврейской семье невесты боится знакомить ее с матерью - а позже выяснится, что напрасно: толерантная мусульманская мамаша аж заходится от радости, что станет бабушкой, и неважно, что внука ей подарит еврейская женщина. По телевизору между тем герои смотрят новости из Израиля - мусульмане осуждают евреев-варваров, французские евреи вяло открещиваются от своих израильских соплеменников. Но есть и альтернативная информация - отношения пары заходят в тупик, а телевизор начеку, сообщает о том, как здорово живется в городке, основанном в 1977 совместно арабами и евреями. Название фильма "Mauvaise foi" я бы скорее перевел как "Плохая затея", поскольку "злого умысла" ни у кого нет и в мыслях, хотя и брак еврейки с арабом только поначалу и только неразвитым умам кажется плохой затеей - кино же призвано доказать, что затея эта - отличная, ну, может, пути к ее реализации не совсем гладкие, но оттого она еще грандиознее. В счастливую развязку интриги не верят и сами авторы картины, они-то своих соплеменников знают лучше, чем благодушные европейские евреи, поэтому дело неуклонно идет к разрыву и аборту, но когда, казалось бы, обратной дороги нет, логическое развитие событий обрывается и дорисовывается ну совем никак не привязанный к логике сюжета, нарочито искусственный хеппи-энд: счастливый межрасовый брак, довольные бабушки, здоровые внуки.

Самый, может быть, интересный момент в этой конструкции, касается настоящих французов - где же они? По меньшей мере один настоящий француз в фильме есть - это недееспособный даун Жюльен, пациент Клары, специалистки по психомоторике. В то время как ее арабский жених дает уроки музыки, невеста обучает инвалидов ходить - ходят инвалиды плохо, говорят еще хуже, но других французов не видно и на горизонте. Надо же - чуть более полувека генерал де Голль призывал соотечественников сопротивляться немцам, с которыми их мало что разделяло. Теперь, пока арабы и евреи выясняют отношения (то есть на самом деле евреи думают, как бы им так прогнуться под арабов, чтобы не сильно их обидеть), французы наблюдают за этим с умильной улыбкой дебилов. Вопрос о ребенке в фильме ставится и решается следующим образом: "Кем он будет - арабом или евреем?"-"Он будет французом" - и если все остальное в подобного сорта произведений еще можно списать на мировоззренческую позицию, то вот это - прямая и явная ложь. Такой ребенок французом не будет никогда. Не будет он, впрочем, и евреем, а будет либо мусульманином, либо вообще не будет, в принципе. Ну в лучшем случа, окажется недееспособным дебилом - такого, может, мусульмане пожалеют и пощадят, но это в лучшем случае. Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment