Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дети выдры" Владимира Мартынова в КЗЧ

После концерта в фойе Федор Павлов-Андреевич заметил: "Вот если бы сейчас взорвали зал Чайковского, то Москва лишилась бы самых лучших, самых понимающих людей". На самом деле процент хоть что-нибудь "понимающих" не так велик, как дяде Федору на его благодушный взгляд показалось: перед нами сидели гнусные бабки, которые все время хихикали, да и вообще в зале было слишком много потомков не выдры даже, а таких животных, которым до выдры еще эволюционировать и эволюционировать.

Сочинение 2009 года тогда же исполнялось в Перми, затем в Петербурге, и только теперь в Москве. Московская филармония определила его жанр как "этно-музыкальный проект", продюсер Александр Чепарухин говорил про "пост-рок", но несмотря на стилистическую эклектику и микрофонное усиление, "Дети выдры", что бы ни говорил даже сам автор - прежде всего музыка и прежде всего академическая, а тувинское горловое пение ансамбля "Хуун-хуур-ту" и их народные инструменты - лишь краска, наряду со струнным ансамблем и академическим молодежным хором,встроенная в классическую структуру, а не наоборот. В связи с этим, как мне кажется, особую роль приобретает партия фортепиано (за роялем, естественно, сам автор): одинокий голос человека в зверином мире, вопрошающий, растерянный перед искушением и опасностью раствориться в безличной природе. Да и по драматургической конструкции "Дети выдры" обнаруживает немало общего с традиционными кантатами и ораториями.

Произведение написано на тексты Велимира Хлебникова, идея "Детей выдры" взята из одноименной "сверхповести", но непосредственно использованы самые хрестоматийные хлебниковские стихотворения: "Бобэоби...", "Люди, боги и народы...", "Когда умирают кони..." - а то, что они положены на тувинское горловое пение, так ведь трудно представить, скажем, романс Рахманинова на стихи Хлебникова. Аутентичный примитивизм и академический минимализм, зачатки классической гармонии и ее рудименты в этой структуре оказываются сродни друг другу, многоголосие архаичных вокалистов и барочная полифония сосуществуют и чередуются безконфликтно, как разного цвета, но единого химического состава краски общей музыкальной палитры. Что бы ни говорил Мартынов о конце эпохи композиторов, в его собственных сочинениях, и "Детях выдры" с особой наглядностью, демонстрируется не поглощение вневременным и безличным началом авторской мысли, но усвоение, присовение ею любых возможных способов музыкальной выразительности. "Дети выдры" - вещь абсолютно авторская, в целом академическая, то есть это уже потом "проект", "эксперимент" и проч., а в первую очередь - музыка в полном смысле слова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments