Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

танец белых мух под пение индонезийских цикад

Вспомнил бы я средь шумного бала в Политехническом музее про "ночного директора" в Галерее на Солянке - неизвестно, но не мог не подойти к Гале Солодовникой и не поздравить с премьерой "Волн", в успехе которой ее роль мне кажется значительной, если не сказать определяющей, а в разговоре зашла речь и о ее прошлогоднем перформансе у дяди Федора, когда Галя, частично закопанная в землю, сидела в подвенечном платье и разгребала груду червяков:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2107268.html?mode=reply#add_comment

- ну а поскольку еду уже всю поели (сначала сладкое, в таком порядке выносили, потом рыбно-мясное), и коктейли я все понемногу попробовал (сначала розовый со смородиновым, кажется, сиропом, потом хлебнул стакан белого вина, дальше с ананасным вкусом сине-зеленое пойло, один глоток зелено-желтого с вишенкой, где оказалось чересчур много льда, и наконец еще один розовый), а помногу я с некоторых пор стараюсь не пить, то и решил метнуться. Благо недалеко - стоило выйти из Политехнического, как подрулил 45-й троллебус, одна остановка от одного входа на "Китай-город" до другого, короткая пробежка, и я даже почти не опоздал к началу экскурсии, а литр коктейлей в желудке и полтора кило плавленого сыра в сумке восприятию настоящего искусства никогда помехой не служили. Правда, меня не сразу пустили в галерею-то - я говорю бабулькам на входе, что они меня должны знать хотя бы в лицо, а они отвечают, что знают в лицо только Путина и Медведева, но скоро сдались, значит, теперь уже троих знают в лицо - какой-никакой прогресс.

Не застал самую малость "подвальной" части экспозиции, где представлено творчество Ольги Юргенсон. На одном экране, например, запечатлен торт, точнее, процесс его приготовления, а еще точнее, изготовление надписи на нем высокоидейного содержания. Юргенсон, насколько я сумел уяснить, художница очень продвинутая и резко настроена против капитализма. Живет она, разумеется, где-то в Северной Европе, но так болеет душой за рабочий народ, что только ему одному и посвящает свое искусство. Скажем, предлагает украшать спецодежду в знак протеста против капиталистической унификации человека. Или вот еще хорошая мысль - заснятый из окна падающий снег накладывается на фонограмму с записью звуков, издаваемых цикадами, обитающими на островах Индонезии: за окном студии европейские снежные мухи танцуют под пение индонезийских цикад, не позволяя зажравшимся буржуям забыть о проблеме угнетения человека человеком. Вообще саундтрек в видеоработах Ольги Юргенсон играет особую роль - взять хотя бы "Время вперед" Свиридова (и почему все думают, что это Хачатурян? ритм, что ли, вводит в заблуждение?). Оценить достоинства подобного рода произведений я не могу в принципе, поскольку не вполне, мягко говоря, разделяю их исходный посыл - а не разделяю потому, наверное, что живу слишком далеко от Ольги Юргенсон и Северной Европы, а когда заползаю на ночь в свою конуру, то не имею возможности наблюдать, как домработница, не сумевшая правильно разложить гладильную доску, гладит, согнувшись в три погибели до полу: и рад бы умилиться этому зрелищу, да повода нет.

Вы бы ребенку теперь показали светлую сторону... Рад показать! Про выставку Юргенсон в подвальных залах я, признаться, узнал только на месте, а бежал на иерусалимский проект, куратором которого выступила Катя Бочавар и на вернисаж которого меня звали, но мы не успели, потому что где-то были. А где же мы были?.. Ну да неважно, где были - каково же мне пришлось, когда я понял, что практически все вещи на выставке видел два года назад в рамках проекта израильского видеоарта на Винзаводе, причем та экспозиция была не только богаче количественно, но и не в пример интереснее:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1671786.html?mode=reply#add_comment

Оттуда на Солянку попало далеко не самое яркое и стоящее. Из запомнившихся в тот раз - только проект Тома Пнини с парашютиками в гараже. И снова, как и в большом винохранилище, напротив него - видео с изображением машин, останавливающихся на дороге в память о павших израильских воинах, только на Солянке в силу иных масштабов пространства экраны разделяет всего метров десять, а не пятьдесят, как на Винзаводе. И "Шаббат" о жизни ортодоксальных районов Иерусалима в субботу тоже на Винзаводе показывали, только с тех пор я еще и сам успел побывать в Иерусалиме, и аккурат в субботу, и хотя в произведении запечатлены жилые кварталы, а не туристические, но поездка в Израиль так сильно подорвала мои благостные представления об этой стране (в смысле - о той, об "этой" я ничего благостного не представлял отродясь, слишком хорошо ее знаю), и об израильском искусстве в частности, особенно о современном (за две недели до моего приезда в Тель-Авиве открыли новый корпус художественного музея, посвященный местному модерну и контемпорари арту, так что продукцией израильских леваков, а современные художники всегда леваки поголовно - миллионеры ведь только за прогрессивное искусство готовы платить, их до слез трогает чужое сочувствие обездоленным, а какая-нибудь абстрактная метафизика ни граммулечки, религиозно-философские там аспекты и всякая прочая реакционная нудятина богачам не нужна, исключительно борьба за права угнетенных их волнует - я "насладился" надолго вперед), что если в позапрошлом году оно вызывало у меня настоящий интерес, то сейчас - не слишком жгучее любопытство пополам со скепсисом. Еще один образчик видеоарта дядя Федор не прокомментировал, а я не успел вчитаться в экспликацию - на экране показывали, как бульдозер сносит целиком небольшой жилой дом, но я не понял, дом ли это семьи шахида или постройка иудеев на так называемых "арабских территориях", исходя опять-таки из своего израильского опыта, могу предположить с большой вероятностью первый вариант, поскольку прогрессивные израильские художники, конечно же, сочувствуют мусульманским террористам, а своих религиозных соплеменников в лучшем случае презирают. Ну и фотопортреты иерусалимских жителей на стене развешаны - для антуража, так сказать.

Следующая выставка на Солянке, правда, Тарковскому будет посвящена, а мое отношение к Тарковскому таково, что израильский видеоарт по второму кругу все же предпочтительнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments