Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Отражения, или Истинное" Т.Стоппарда в филиале Театра им. А.Пушкина, реж. Олег Тополянский

Генри. Эта пьеса - о самопознании через страдание.
Дебби. А по-моему - о том, кто с кем спит.

Если бы я не знал хорошо эту пьесу (я имею в виду - эту пьесу Стоппарда, как и все другие его переведенные пьесы), из спектакля я бы не уяснил, о чем она. Потому что спектакль - действительно о том, кто с кем спит. При этом уже не так важно, кто играет хорошо, а кто хуже: конечно, в первом действии интересно смотреть прежде всего на Сиятвинду (Макс), во втором - на Анастасию Лебедеву (Дебби) и Антона Феоктистова (роль Билли относительно небольшая, но, может быть, вообще единственная точно сделанная в этом ансамбле), несколько менее - на Заводюка (Генри) и Исакову (Анни), на месте Воронковой (Шарлотта) и вовсе было бы предпочтительнее увидеть кого-то другого, способного работать не столь грубо и без "манер", а Броуди в исполнении Николая Кисличенко (из программки следует, что они с Феоктистовым будут меняться ролями) превратился в какого-то эстрадного или ситкомовского персонажа, с говором и псевдо-пролетарскими повадками, в чем, вероятно, не актерская вина, да и дело, по большому счету, не в этом.

Не ставившиеся на моей памяти "Отражения" на первый взгляд проще, чем самые известные пьесы Стоппарда, но это обманчивое впечатление:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/828339.html?mode=reply#add_comment

Буквалистски, с пренебрежениям к особенностям драматургической структуры ("многоэтажной" конструкции, где нет лишних, чисто декоративных элементов, но каждый служит опорой для следующего) прочитанная Тополянским пьеса и в самом деле, как говорит дочка героя-драматурга про папино сочинение, сводится к тому, кто с кем переспал. Но даже если допустить такой подход как возможный вариант, в таком случае неприемлемо, снивелировав все богатство драматургии Стоппарда к мелодраматической линии, затягивать спектакль на три с лишним часа - для мелодрамы это невозможный формат и хронометраж. У Тополянского и "Женитьба" шла три с половиной - казалось бы, Гоголя как ни ставь, все равно будет весело, но режиссеру удалось и самоигральную вещь преподать как невыносимо занудную:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1686776.html?thread=11948280

"Отражения" же - пьеса далеко не легкий материал и для опытных, вдумчивых режиссеров, а у Тополянского она и впрямь разваливается на глазах, подобно карточному домику.

Я в какие-то моменты просто переставал понимать, что происходит на сцене - постановщик использовал стандартный перевод Варшавер и Тульчинской 2002 года, но в тексте совсем нет тех "реальных вещей" (в оригинале она называется ""Real thing"), которые делают существование персонажей "жизнью": герои Стоппарда постоянно взаимодействуют с окружающим миром на всех уровнях, вплоть до глобального политического, они, в частности, реагируют на заметные события в мире, опасаются вооруженной русской агрессии против западного мира (и эта одна из тех самых "реальных вещей" тоже, в том числе) - действующие лица спектакля Тополянского обитают в каком-то условном камерном пространстве и друг с другом-то взаимодействуют как будто через силу, нехотя. В первом акте некоторые сцены оказываются просто физическими невыносимыми для восприятия - купюры, сделанные в тексте, не добавляют динамики, а наоборот, превращают безупречно выстроенную автором драматургическую архитектуру в безразмерное аморфное месиво.

Я-то еще ничего, привычный, а Хейфец у меня за спиной прямо извелася вся, ближе к третьему часу поминутно вслух постанывала: "Ну что за бесконечная пьеса... Когда уже кончится... Неужели еще не все..." - да и бабки, я слышал после, тоже жаловались. Но хрен бы с ними, с бабками, их не жалко, жалко прекрасную и практически незнакомую публике драматургию, о которой по вине постановщика складывается такое кривое, неадекватное суждение. "...Вот вам главное отличие театра от жизни. Все придумано заранее!" - формулировку, вложенную Стоппардом в уста одного из действующих лиц, Тополянскому следовало бы иметь в виду, обращаясь к режиссуре: прежде чем выпускать актеров на сцену, надо подумать, что они там будут делать и зачем. И для начала вникнуть в суть, а потом уже придумывать никчемные символические интермедии и расставлять артистов в картинных позах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments