Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Константин Райкин в "На ночь глядя"

Ведущие неточно процитировали высказывание Райкина из их программы пяти-с-лишним-летней давности, он не говорил, что Чехов - "некассовый" драматург, но сказал, что Шекспир - более "кассовый", чем Чехов, и мне тоже тогда это показалось любопытным наблюдением:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/722049.html?mode=reply#add_comment

Тем не менее подметить, что за прошедшие с того момента годы репертуар "Сатирикона" пополнился чеховской "Чайкой", и что "Чайка" в постановке Бутусова, превосходя самые смелые ожидания, оказалась событием грандиозным, пришлось очень кстати.

Я бывал в "Сатириконе" еще в 90-е, смотрел там, к примеру, "Великолепного рогоносца" Фоменко с самим Райкиным и Вдовиной в главных ролях, позднее, уже в 2001-м, "Гедду Габлер" Чусовой, ее режиссерский дебют на московской профессиональной сцене с той же Вдовиной - но эти вещи тогда шли в малом зале, а в большом преобладали, наряду с шекспировским "Гамлетом" Стуруа, либо комедийные вещицы, вполне качественные, но без особых претензий, либо театральные, по тогдашним понятиям, "блокбастеры" типа машковской "Трехгрошовой оперы" или собственного райкинского "Шантеклера". Сегодняшний "Сатирикон" - совершенно другой театр, один из самых интересных и живых в Москве. В значительной степени, конечно, благодаря работам Бутусова, а теперь еще и Рыжакова - но Райкин же худрук театра, да и как актер в их спекатклях занят, просчеты следовало бы списывать на него, но, значит, и заслуги на его счет следует записать.

А секрета, говорит, никакого тут нету. И я верю ему - высокопарная сектантская болтовня иных театральных деятелей обычно прикрывает художественную, интеллектуальную, а то и профессиональную несостоятельность, Райкин же рассуждает трезво - ведущие полемично приписали ему "цинизм" (понятно, что даже они так не думают, но надо привнести конфликтность в благостную беседу), на самом деле это всего лишь здравый смысл, который, как сам Райкин выразился, не мешает "глубинам и высотам искусства" оглядываться на то, что рядом с театром выстроили станцию метро, а скоро еще и новый выход прямо к "Сатирикону" из нее откроют, что от актеров и от спектаклей надо избавляться не дожидаясь, пока первые превратились в балласт, а вторые пережили свою славу.

Мысли о том, что для поддержания полноценной "формы" спектакля его надо играть как минимум три раза в месяц и режиссер постоянно должен за этим следить, а расставаться с постановками и с людьми лучше с чувством легкой досады, нежели с облегчением, и что наличие больше двенадцати названий в афише театра стоит рассматривать как симптом опасный для качества каждого из них - по-моему, ценны сами по себе, и универсальны, применимы к любому стационарному театру. С другой стороны, в ток-шоу, не претендующем на информационную оперативность, для меня новостью прозвучало сообщение, что Полина Райкина перешла-таки в труппу "Сатирикона" из театра им. Станиславского - за Полину можно порадоваться, за театр Станиславского, наверное, на моей жизни уже не придется.

Вообще когда человеку есть что сказать, то неважно, касается вопрос актуальной темы или "вечной". Мне в любом случае интересно, скажем, слушать, как Константин Райкин рассказывает про отца - я только сожалею, что сегодня Аркадия Райкина зрители моложе меня практически не знают. А скоро, если принимать пророчества ведущих "На ночь глядя" всерьез, и Константина Аркадьевича знать не будут, потому что он в кино не снимается и в телепроектах, не в пример артистам своего театра, участвовать отказывается (в последний раз, по-моему, играл в мини-сериале Пуаро - но без особого, надо сказать, успеха). И еще сожалею, что никогда мне лично не доводилось делать с Константином Райкиным интервью или материалов в каком-нибудь другом журналистском формате - и не доведется, очевидно. Но нужно и можно хотя бы поспешить пересмотреть некоторые спектакли "Сатирикона" - он же говорит, что держит в репертуаре семь названий, а когда на подходе восьмое, одно автоматически вытесняется, и спектакль играется леть пять-шесть, иногда семь, а иногда три - оттягивать, стало быть, некуда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments