Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Войцек" Г.Бюхнера, Харьковский театр им. Т.Шевченко, реж. Александр Ковшун

Уже на втором часу представления, когда все, кто только мог (до трети от собравшихся к началу) разбежались, опустили экран для титров - до этого проще было разбирать на слух украинскую мову, чем разглядывать "слепые" буквы на заднике. Меня остановило, как ни странно, то, что в другое место я шел к определенному времени и некуда было бы деваться, иначе тоже слинял бы минут через двадцать - вот и высиживал положенный срок. Но проблема спектакля явно не в титрах - пьеса хорошо знакомая, хрестоматийная, не вполне понятно даже отчего такая востребованная: в Москве, если я ничего не пропустил, репертуарных постановок "Войцека" нет, не считая оперы Берга "Воццек" в Большом да и ту уже сняли, но каких только "Войцеков" за последние годы не привозили, от корейского в формате т.н. "физического театра" до алтайского, кстати, замечательного, в постановке Золотаря. Режиссер Ковшун, как честно всех предупредили заранее, вообще-то, актер, и не просто актер, а актер Жолдака, так что его "Войцека" рекомендовали как "Жолдака для бедных". Но я все-таки убежден, что до такой степени "нищеты" мы еще не дошли, чтобы хавать подобную продукцию.

И вроде бы все у Ковшуна придумано "по науке" - ну то есть он видел, как это делается, видел в том числе изнутри, принимая участие как исполнитель, вот и сам решил повторить, но, что назывется, "слышал звон, да не знает, где он": декорация из подвешенных на канате носилок, железной бочки и ведер, откуда то и дело плескали водой, хоть чем-то освежая закисающих зрителей, пляски под Сердючку (кстати, под ту самую песню, в которой когда-то русским патриотам с армянскими фамилиями вместо "лаша тумбай" послышалось "раша гудбай", в результате чего нашу Верку отлучили от российских федеральных каналов на несколько лет), "Полет Валькирий" Вагнера, перебивающийся песенкой "Карл Маркс Штадт" опять-таки с плясками на столе, мужскими поцелуями взасос и плевками вареной картошкой, украинские песни и видео на любой вкус, от хроники драк в Раде на первых минутах спектакля до кадров из "Ежика в тумане" на драматической кульминации ближе к концу, Мари плещется в бочке то одна, то с полуголыми мужчинами, Войцек с Андресом забивают косяки, и войцековы "видения" определяются, вероятно, именно этим обстоятельством, а, кстати, Андрес превратился в Женщину, потом на носу Войцека появляется красный клоунский нос... - уверен, что если текст бюхнерова "Войцека" заменить, скажем, на гоголевского "Вия", а больше в постановке ничего не трогать, никто не заметит подмены, наоборот, органики прибавится.

Каталог штампов при отсутствии хоть сколько нибудь оригинальных мыслей, а что касается отдельных аспектов, например хореографии, можно говорить не просто о вторичности мышления, а еще и о недостатке элементарного профессионализма. Но невыносимым зрелище делали все-таки штампы, заимствованные бездумно, автоматически, использованные не к месту, неумело. Вплоть до того, что прежде чем зарезать Мари, Войцек ее медленно раздевает догола и долго обнимает - я не хочу даже произносить вслух любимые режиссерские имена в контексте впечатлений от харьковского "Войцека", но то, что "в оригинале" рвет сердце в клочья, у Ковшуна выглядит как уродливая пародия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments