Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Бессмертная история" реж. Орсон Уэллс, 1968

Никогда и не слышал, что у Уэллса есть такой фильм - работа, сделанная для телевидения и задуманная как часть несостоявшегося цикла, среднего хронометража (58 минут), непривычно для Уэллса с его склонностью к размаху камерная, при этом цветная. В основе - проза Исакак Денисена, на самом деле это один из псевдонимов Карен Бликсен (известна прежде всего как автор "Из Африки", и тоже благодаря экранизации). Почти все действие происходит в интерьерах, главных персонажей - четверо, эпизодических - немногим больше (в одном из эпизодов мелькает Фернандо Рэй).

В португальской колонии Макао умирающий американский миллионер (его, разумеется, играет сам режиссер, развивая в этом образе линию, идущую от "Гражданина Кейна" через "Мистера Аркадина") коротает последние часы жизни с клерком своей конторы Левински (Роже Кожьо), который развлекает его чтением бухгалтерских книг. Книги прочитаны уже по два раза, но другой "литературы" Клэй не признает, считает, что значение имеют только факты, а не вымыслы. И вспоминает, что когда плыл в Китай, услышал на корабле историю о матросе, которого богач на берегу нанял, чтобы тот сделал по "заказу" ребенка его женщине, чтобы оставить наследника. Клэй приводит ее в пример как невыдуманную, но Левински тоже знает эту историю - сюжет давно стал частью морского фольклора и матросы разных судов пересказывают его от собственного имени. Клэю приходит в голову, что он способено воплотить эту вымышленну историю в действительности. Для этого Левински нанимает за 300 гиней девушку Вирджинию (Жанна Моро), дочь человека, которого Клэй из-за тех самых 300 гиней разорил, лишил дома и довел до самоубийства. А затем на улице находят оборванного юного моряка (Норман Эшли), долгое время просидевшего в одиночку на необитаемом острове после кораблекрушения и гибели всей команды, никогда прежде не знавшего женщин, и за пять гиней, необходимых парню для приобретения собственной лодки. Между молодыми людьми будто бы завязываются серьезные чувства - но обстоятельства "сделки" не позволяют им развиться. Старик же, реализовав свою последнюю прихоть, умирает.

Любопытно, насколько эта конструкция соотносится с "Расемоном" Куросавы, ведь каждый из четырех главных героев "Бессмертной истории" знает "фольклорный" сюжет о богатом старике, бедном морячке и прекрасной женщине, но воспринимает его по-своему, с собственных позиций. А различие в том, что в "Расемоне" предлагается четыре взгляда на одно и то же уже свершившееся событие, тогда как в "Бессмертной истории" перекрещиваются четыре подхода к сюжету, который только предстоит проиграть, и к тому же только трое из четверых - его непосредственные участники, а один, клерк Левински (бежавший после погромов и долго скитавшийся еврей, Вирджиния неслучайно присваивает ему имя "Вечный Жид") - с одной стороны, оказывается наблюдателем, с другой - так сказать, "координатором" данного "проекта". Еще один занятный момент - девушке и юноше по 17 лет, так они друг другу говорят, но и Жанна Моро, и Норман Эшли заметно старшего этого возраста, что, пусть и помимо режиссерского замысла, придает происходящему дополнительный сюрреалистический оттенок, как и роскошные - для разоренной девицы из далекой колонии - наряды от Пьера Кардена на Жанне Моро.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment