Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Анна Нетребко и Эрвин Шротт в Доме музыки, НФОР, дир. Владимир Спиваков

Даже если поднапрячься и не принимать в расчет, как мы на этот концерт попадали (в консерваторию на Нетребку я шел спокойно по записи, а тут... лучшем помолчим), впечатление совсем не то, что от консерваторского вечера, при том что тогда Нетребко пела одна и мало, а тут больше и вдвоем с Шроттом.

Во-первых, и сама по себепрограмма - слишком попсовая. Не на сто процентов - но как же можно вечер артистке, на что-то претендующей, открывать "Поцелуем"? Закрывать - куда ни шло, но предварять подобными вещами Моцарта и Гуно сразу же в первом отделении - нелепость, признак отсутствия вкуса. Конечно, ария Лепорелло из "Дон Жуана" и куплеты Мефистофеля из "Фауста", Маргарита из той же оперы Гуно, куплеты Дулькамары из "Любовного напитка" и дуэт Дулькамары и Адины оттуда же - еще не самая запетая попса, и даже оркестр играл увертюру Верди не к "Сицилийской вечерне", как обычно, а к "Мнимому Станиславу", никогда ее не слышал раньше, пускай веселенькая легкая музычка, но свежая, по крайней мере. Второе отделение тоже эклектичное (консерваторская программа была жестко продуманной и выстроенной, не будет большим преувеличением сказать - концептуальной), в начале - оркестровый Чардаш из "Рыцаря Пасмана" Иоганна Штрауса-сына, в середине - Интермеццо из "Сельской чести" Масканьи, в исполнении солистов - дуэт Ганны и Данило из "Веселой вдовы" Легара, ария Лауретты из "Джанни Скикки" Пуччини, которую Нетребко пела и в консерватории, но сверх официально объявленной программы, как бы на бис, в исполнении Шротта - до кучи ария Симпсона из сарсуэлы Пабло Соросабаля "Трактирщица из порта", наконец, кульминация концерта - ария Русалки из оперы Дворжака и дуэт Порги и Бесс, а на бис от Нетребко - Джудитта Легара, от Шротта - уругвайское танго в микрофон и при инструментальной поддержке Юрия Медяника. После микрофонного номера по всякой логике следовало бы запускать плюсовую фонограмму, но концерт закончился и до этого не дошло.

Во-вторых, присутствие в зале грызловых и матвиенок, а также затесавшегося среди них Венсана Переса (у него на днях сольный вечер в Москве, вот накануне и забежал на огонек) превратило концерт, опять-таки в отличие от выступления Нетребко в БЗК, в тусовку, к тому же сомнительного пошиба, а никчемная избыточная театрализация номеров - в цирковое шоу. Уже на арии Лепорелло Шротт играл с книжечкой, по которой герой читает донжуанский список, а на куплетах Дулькамары он уже предлагает внушительного вида дядям в костюмах из первого ряда литровую бутылку водки, забирая взамен у одного из них бумажник (бумажник вернул, но вытащил из него купюру - может, он сам ее туда и подолжил, за этим я не уследил), и затем появлялась еще одна бутылка водки. На последующем дуэте Нетребко бродила меж музыкантов оркестра, а завершили они его поцелуем взасос, и все последующие дуэты также исполнялись методом "рот в рот" - мне в какой-то момент стало просто противна такая дешевая работа на публику, особенно когда Нетребко ближе к финалу стала крутить подолом (только что ноги не задирала, как при канкане) и швырять в зал цветы (хорошо не туфли - с ней, говорят, и такое бывает), однако публика же ходит не слушать, а себя показывать, поэтому с удовольствием аплодировали в такт сначала оркестру, а потом и певцам, и что они пели, как, почему именно то, а не иное, за шумом уже неслышно и неважно.

Обидно прежде всего за куплеты Дулькамары - интермедия с бутылкой вызывала такие овации прямо по ходу исполнения номера, что значительная часть вокальной партии потонула в хохоте и аплодисментах. Чем активнее приторно-улыбчивый Шротт демонстрировал свою любовь к Нетребко и ко всем женщинам накануне 8 марта, тем больше это вызывала у меня какие-то смутные сомнения, вообще Шротт, при хорошем голосе, своей наигранной экспансивностью мне не понравился, даже если, допустим, это он искренне свои эмоции выражает, от души, а не только из корысти и желания потрафить платежеспособной публике (между прочим, билет в последний ряд амфитеатра стоил восемь тыщ, а сколько в первый ряд партера - я не представляю), все равно меру надо знать.

Тем более, что когда доходит до собственно музыки (а все-таки доходит, несмотря на все побочные примочки), возникают проблемы противоположного рода: Гершвин звучит блекло и занудно, Пуччини - по опереточному (хотя при жизни их и сравнивали с Легаром, в том числе и они сами считали себя единомышленниками в чем-то, но видеть в этом концептуальный ход при таких обстоятельствах невозможно), Моцарт и Доницетти - без должного блеска, и клоунада не помогает. Мне, правда, понравилось, как Нетребко спела Маргариту из "Фауста" Гуно - но как раз этот номер знатоки раскритиковали особенно, хотя по-моему, Шротт пел Мефистофеля совсем неважно, а главное, в первом отделении вообще не обращал внимания на оркестр, будто и не замечал его вовсе, а дирижер не брал в расчет, что у него за спиной певец бегает, старается послать привет максимальному числу вип-персон в первых рядах. Нетребко работала в целом аккуратнее, Русалка ей безусловно удалась, остальное - в большей или меньшей степени нет, вальсы, пляски, метание букетов и поцелуи, которым не хватало только криков "горько!" (еще немного, и точно начали бы кричать) утомляли и отталкивали.

Вроде и программа - большая, насыщенная, разнообразная, но концерт в БЗК остался в памяти только хорошими сторонами, а от Дома музыки впечатления, мягко говоря, противоречивые.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments