Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Эдит и Марсель" реж. Клод Лелуш, 1983

Фильм начинается с эпизода 1949 года, когда Эдит Пиаф получает известие о гибели Марселя Сердана, а затем возвращается к 1939-му, когда Пиаф и Сердан вовсе не были знакомы. Они встретятся позднее, зато в 1940-м году в немецком плену окажется Жак Барбье, и его "военной крестной" по переписке станет молодая аристократка Марго, чья старшая сестра выходила замуж аккурат в день начала Второй мировой. Девушка, живущая в родовом замке, занятом нацистами под комендатуру, без ума от книги "Унесенные ветром" и бесконечно перечитывает роман Маргарет Митчел, о чем пишет своему "крестнику" в лагерь для военнопленных, но Жак - простой парень, он и рад бы почитать Митчелл, но негде взять, а приятель вместо "Унесенных ветром" предлагает ему Библию под предлогом, что "все истории - об одном и том же", но Жака это не устраивает, и тогда тот приятель, актер Комеди Франсез, в лагерной самодеятельности исполняющий с блеском роль Сирано де Бержерака, начинает за Жака сочинять письма к девушке от его имени, проникновенные, поэтичные, в частности, он описывает ей процесс репетиций в той же самодеятельности пьесы "Мещанин во дворянстве" Мольера, где Жаку-толстяку предназначается роль Журдена. После войны освободившийся Жак встречается с Марго, поначалу они не находят общего языка, но Жак бросает жребий, орел или решка, и они решают попробовать. Через какое-то время они уже женаты, и дела не идут на лад, а тут еще на обложке журнала "Elle" Марго видит лицо того самого актера, солагерника Жака, писавшего письма про "Унесенные ветром", они знакомятся и становятся люовниками, тоже не все просто, и актер тоже бросает жребий, орел или решка...

Может возникнуть вопрос, причем тут Эдит и Марсель, если речь идет про Жака и Марго, но эти пары параллельных линий сосуществуют в фильме по касательной, под песни Эдит Пиаф живут и Жак с Марго, и сама Эдит с Марселем, их роман также развивается, втягивая в отношения, с одной стороны, семью боксера и его менеджмент, с другой, менеджмент певицы, а кроме того, Шарля Азнавура, который то и дело названивает Пиаф, где бы она не находилась, и по телефону поет свои новые песни, причем молодого Азнавура играет сам Азнавур, но уже пожилой, а Марселя Сердана, если уж на то пошло, его родной сын, и тоже Марсель Сердан. Помимо Азнавура на периферии действия возникают или фоном проходят другие знаковые имена и фигуры - Марэ, Шевалье, Трене, Греко, а также спортсмены-боксеры, чьи фамилии лично мне ни о чем не говорят, но тоже, должно быть, в своем роде хрестоматийные. Сами персонажи тоже постоянно апеллируют к тем или иным культурным кодам: в линии Жак-Марго разыгрывается интрига "Сирано де Бержерака", "Мещанина во дворянстве" и "Унесенных ветром", в основной, заглавной сюжетной линии Эдит также, например, говорит Марселю: "Что бы Морган сказала Марэ в такой ситуации?"

Но понятно, что прежде всего лирические микросюжеты песен Пиаф вплетаются как в ее собственную судьбу, к и в судьбу второй пары, вплоть до того, что Жак и Марго присутствуют на концерте Пиаф - подобно тому, как в более позднем фильме Лелуша "Отверженные" судьбы героев Гюго продолжались в судьбах французов 20-го века и наборот, с той разницей, что Жан Вальжан и Козетта тоже были персонажами вымышленными, а Эдит Пиаф, Марсель Сердан и Шарль Азнавур - нет, последний так еще и до сих пор живой, в прекрасной форме, а поет так, что заслушаешься (я до сих пор его последний концерт в Кремле забыть не могу). То же касается и самых свежих фильмов Лелуша - все они насквозь цитатны и автоцитатны, в них разные уровне вымысла переплетаются между собой и порождают друг друга, на литературном ли материале, как в "Железнодорожном романе", или кинематографическом, как в "Женщине и мужчинах" (так фильм назывался в русскоязычном прокате). В конце концов, "все истории - об одном и том же", настаивает Лелуш. Настаивает навязчиво, грубо, если не сказать тупо, но стоит отдать ему должное, последовательно. Я слышал мнение, что никто, как Лелуш, не сделал так много для разрушения кинематографических форм и самого представления о кино как о самодостаточном виде искусства - пожалуй, в этом слишком много правды.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment