Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Белая гвардия" реж. Сергей Снежкин

Работа проделана авторами в любом случае значительная, и я бы не стал набрасываться на фильм оголтело, тем более, что очень затруднительно, например, оценивать актерский ансамбль, где Хабенский и Пореченков оказываются в одной компании с Евгением Дятловым (а он теперь везде будет играть, да? и всюду петь? его Шервинский - просто ужас что такое), а замечательный питерский театральный актер Дмитрий Лысенков - с жутким Артуром Смольяниновым, и Екатерина Вилкова - с Евгенией Добровольской, а еще совершенно бездарная (не вообще, но здесь - просто режет глаз, точнее, ухо своим фальшиво-трагическим вскриком) Ирина Скобцева в крошечной роли матери Най-Турса, да и Федор Бондарчук-Шполянский - не вершина актерского мастерства, очень грубо, однопланово, топорно сработанный характер, но это только один аспект.

Второй - соотнесение сериала с литературным материалом, что изначально задает несколько некорректный тон по отношению к самостоятельному телевизионно-кинематографическому произведению, но я бы отметил несколько, как мне кажется, очевидных моментов: а) включение в сюжет "Белой гвардии" мотива из написанного чуть позже, но тематически связанного с нею рассказа "Я убил" (врач Алексей Турбин убивает полковника-палача, которого в сериале играет Гармаш) неоправданно и неубедительно, оно разрушает и без того рыхлую повествоательную структуру; б) в экранизации полностью игнорируются элементы модернистской поэтики, присущие раннему булгаковскому роману, он перерабатывается в сочинение авантюрно-приключенческого, скорее даже романтического по духу, нежели реалистического толка; в) роман Булгакова используется не как сюжетная основа для фильма, но как отправная точка для нового мифотворчества относительно событий в Украине конца 1910-х годов и зарождения украинской национальной государственности, что сегодня имеет острое, актуальное политическое значение. В связи с этим обстоятельством и невозможно спокойно, невозмутимо воспринимать этот пасквиль.

Справедливости ради стоит сказать, что Михаил Булгаков и сам выступат с откровенных антиукраинских позиций, его иронический скепсис распространяется не только на первые шаги украинских деятелей краткого периода первой независимости, но и на украинский язык, украинскую культуру, украинское национальное самосознание. Но ни у Булгакова, ни в советском телефильме "Дни Турбиных" Владимира Басова (там, правда, в основе лежит пьеса, а это сильно разнящиеся произведения) нет агрессивного антиукраинского настроя, тогда как в новорусском телесериале, в соотвествии с неоимперскими православно-фашистскими тенденциями непримиримая ненависть ко всему украинскому, к самой идее самостийной Украины в принципе, становится по сути главной темой всего многочасового опуса. Украинцы - исключительно дикари, подонки и бандиты, в лучшем случае - обманутые недочеловеки, не понимающие, что без русских они пропадут в два счета, причем (и это весьма показательный по теперешним меркам момент) неважно, что это будут за русские, большевики ли, белогвардейцы, но только под русскими украинцам и должно жить, никак иначе.

Вот эта фашистская пропагандистская мерзость и делает новую "Белую гвардию", при отдельных мелких ее достоинствах, невыносимой, особенно в той ее части, которая касается украинской Директории - поразительно, но советский, сталинский миф о Директории практически без всяких редакций, без купюр и добавлений перешел в новорусский православно-фашистский идеологический канон, разве что усилилась агрессия по отношению к украинскому патриотизму в целом - но это объясняется уж конечно не только личной позицией режиссера и уж подавно не желанием поглубже проникнуть в Булгакова. Впрочем, жертва здесь - не Булгаков, довольно средний на фоне грандиозной русскоязычной литературы 1920-начала 1930-х годов писатель, превознесенный позднее советскими евреями интеллигентами за другой его роман, в котором они узрели светоч православной духовности, в то время как сами православные склонны считать его скорее сатанинской писаниной. Жертва - фильм, который обещал быть по меньшей мере любопытным, а оказался отвратительным.

Булгаковская же "Белая гвардия" - безусловно, интереснее в чисто формальном, поэтическом плане, чем туповатый сатирико-псевдофилософский памфлет "Мастер и Маргарита", но в 1920-е годы очень много написано было книг о гражданской войне на территориях бывшей (на тот момент переставшей существовать, позднее реставрированной, снова развалившейся уже к концу 1980-х и снова активно претендующей на реставрацию теперь), были хуже булгаковской, были лучше, были в какие-то периоды более знаменитые (ну хотя бы фурмановский "Чапаев") и были запрещенные, "Белая гвардия" занимает среди тех и других свое законное место - но вместе с прочими. То, что уцепились именно за нее, а не за "Конармию" Бабеля хотя бы (несопоставимое с "Белой гвардией" по глубине и силе сочинение, и до сих пор, кажется, ни разу не экранизированное в полном объеме, тогда как "Белой гвардии" в этом смысле "повезло" не впервые), не за "Голый год" Пильняка, не за Малышкина и не за Веселого, не за вполне благонамеренного что по советским, что по православно-фашистким понятиям Лавренева даже, в конце концов (впрочем, Полока же снял "Око за око", но это совершенно беспомощная штука, да и кто ее видел? я смотрел на фестивале в Выборге, до проката и ТВ фильм пока что не добрался) - само по себе показательное явление. То, как с "Белой гвардией" обошлись - вдвойне показательное. Ошельмовали Булгакова, следующий на очереди, как я понимаю, Гроссман - с участием того же Евгения Дятлова и с дописанными сюжетами, когда гроссмановские жертвы сталинизма превращаются в истинных патриотов отечества и получают награды от отца народов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments