Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Железная леди" реж. Филлида Ллойд

Вот казалось бы - биографические драмы, и даже по сходному композиционному принципу построенные: "Дж. Эдгар" и "Железная леди" (Гувер, правда, только диктует книгу, а Тэтчер ее уже написала и издала, теперь лишь расставляет автографы, забываясь и подписываясь девичьей фамилией) - а ведь ничего общего. Фильм Клинта Иствуда может вызывать нарекания по части формы, но никто не упрекнет его в том, что он пустой и не несет в себе внятной концептуальной идеи. Какая идея влекла создателей "Железной леди", что они изобразили Маргарет Тэтчер галлюцинирующей старой алкоголичкой, прячущей прописанные докторами таблетки, беспрестанно беседующей с покойным мужем и лишь изредка отрывающейся от него, чтобы вспомнить о днях былых или о детях, из которых только дочь появляется на экране, а сын Марк постоянно в ЮАР со своей семьей - я не представляю.

Вроде бы лютой ненависти к баронессе Тэтчер фильм не несет, но и обаяния, скажем, "Королевы" Фрирза, "Железная леди" лишена начисто. Несколько дней назад по Пятому каналу показали совсем бездарный британский игровой фильм "Маргарет Тэтчер" 2009 года (в оригинале - просто "Маргарет") с Линдсей Дункан в заглавной роли, но там рассказывалась в основном предыстория великого премьера, начало ее политической карьеры, а сама Маргарет Тэтчер изображалась вульгарной бабенкой, закомплексованной неудачницей - по крайней мере, в этом был смысл, пускай и отвратительный. В "Железной леди" и того нет, в ней вообще нет ничего. Мерил Стрип? Но Мерил Стрип не Маргарет Тэтчер играет, в каком бы виде ее не желали представить, она лишь демонстрирует собственные актерские возможности - да, очень значительные, кто бы сомневался, но при чем тут Маргарет Тэтчер? Кроме того, если Гувер для меня - персонаж абсолютно мифический, то Тэтчер - лицо из теленовостей, точнее, из передачи "Сегодня в мире", где Фарид Сейфуль-Мулюков рассказывал о героической борьбе британских рабочих с преступной политикой консерваторов. Это я помню очень хорошо - как нам объясняли, что мы живем прекрасно (без объяснений я бы точно не догадался, что полуголодное существование, все продукты и товары по талонам и две телепрограммы, дублирующие друг друга - таков рай земной), а вот на западе настолько все загнили и обеднели, что даже супа на обед не едят, одни только бутерброды.

Юная Маргарет под бомбежкой бежит прикрыть оставленное без присмотра масло, дочь бакалейщика получает образование, терпя насмешки окружающих, затем преодолевает мужской шовинизм и делает карьеру в ущерб отношениям с детьми и мужем, борется с забастовщиками и аргентинской военщиной, побеждает внешних и внутренних врагов, терпит сокрушительное поражение от ближайших соратников (даже Джулиан Барнс в "Письмах из Лондона" не столько со злорадством, сколько с изумлением описывает крах политики Тэтчер, которую предали товарищи по партии) - но это все общеизвестные или, по крайней мере, общедоступные факты. И коль скоро на хоть сколько-нибудь художественное обобщение картина не тянет, а документальности не предполагает, возникает вопрос - какого, собственно, черта, вы трогаете живого еще человека, если вам нечего про него, то есть нее, рассказать ничего нового, и собственного четкого отношения к нему, то есть к ней, у вас тоже нет?

Диалоги с умершим от рака мужем (Джим Броудбент), а тем паче танцы с ним - это ужас что такое. Режиссерше, в своем активе имеющей только киномюзикл "Мамма мия", следовало бы аккуратнее подходить к биографии крупного государственного деятеля, а не просто подкладывать нарезку хрестоматийных эпизодов из ее карьеры вперемежку с дурацкими галлюциногенными диалогами на "Касту диву" и песенки из оперетки "Анна и Король" для пущего эффекта. В одном из флэшбеков Тэтчер, собираясь баллотироваться на пост лидера тори, берет уроки риторики, тренирует голос, дикцию - это, видимо, следование моде в связи с неоправданным, на мой взгляд, успехом "Король говорит". В другом свысока разговаривает с членами кабинета (они презирают "дочь бакалейщика", но она презирает этих пэров, сэров и херов вдвойне как нерешительных трусливых баб), пока ей поправляют платье для визита во дворец. В третьем пишет от руки письма матерям погибших на Фолклендских островах военнослужащих. Все эти детали могли бы сложиться в характер, отталкивайся режиссер от некой фундаментальной мысли, неважно даже, какого идеологического вектора - в отсутствии такового драматургия фильма буксует, описывает круги около образа главной героини, но к постижению его не приближается.

Любопытно, однако, что и пребывая в полумаразме, Тэтчер не только в состоянии уболтать и обдурить проводящего медосмотр доктора, но и продолжает самозабвенно повторять, что нельзя потакать террористам, что человек должен сам о себе заботиться и сам за себя отвечать, а не ждать помощи от собеса, то есть талдычит разумные, здравые вещи - так в каком же состоянии маразма должны находиться современные западные политики, если они утверждают обратное?! В любом случае очевидно, что Тэтчер - великая, а фильм - говно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments