Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

фортепианные сонаты Прокофьева, студенты и аспиранты Элисо Вирсаладзе в МЗК

Не все, но семь из девяти сонат Прокофьева за один вечер - это программа уникальная, однако я не ожидал от аспирантов такого высокого класса исполнения, для бесплатного концерта в Малом зале консерватории со скрипучими креслами в присутствии нескольких бабок это просто экстраординарное событие. Конечно, не все показали одинаковый уровень - это естественно. Не то что хуже, но менее убедительно играли Башар Кыврак - 5-ю сонату, Даниил Кириллов - 9-ю и Александр Шайкин - 8-ю. Последнее особенно обидно, поскольку 8-я - не только самая, пожалуй, востребованная и часто исполняемая из всех сонат Прокофьева, самое глубокое, трагическое и наиболее совершенное по форме сочинение Прокофьева для фортепиано соло; 9-я, может быть, в меньшей степени рассчитана на внешний эффект, а 5-я - очень выигрышный материал, но исполнитель воспользовался предложенными возможностями не в полной мере или просто не дорос - но по технической подготовке все они очень даже состоятельны, вопросы касались только понимания сути. А в этом плане наиболее удались одночастная 3-я соната (Никита Волков открывал ею первое отделение), нехарактерно сумрачная для Прокофьева 4-я (Эммануэль Римольди), Дмитрий Шишкин с блеском отыграл еще один фортепианный прокофьевский "шлягер" - 7-ю сонату. А главный сюрприз вечера - 2-я соната в исполнении Юхо Хираматсу, сложнейшая по тексту (ну да у Прокофьева "легких" фортепианных произведений нет), и даже не без пары огрехов (малозаметных и простительных - ну киксанула в третьей части, подумаешь) сыгранная - но совершенно неожиданно для меня открывшася. Любопытно, что азиаты, как правило, совсем не чувствующие европейской музыки и в лучшем случае способные тупо воспроизвести записанные ноты, улавливают именно у Прокофьева тонкости, обычно недоступные западным европейцам. Единственнная девушка среди семи выступавших в концерте молодых артистов оказалась также единственной, способной предложить свой индивидуальный взгляд на сонатуПрокофьева, которая и сама по себе весьма неординарная: четырехчастная, с бурной, экспрессивной второй частью, медленной, но не медитативной, не лирической, а полной драматического напряжения третьей - Юхо Хираматсу подала ее с уверенной сдержанностью, с внутренней скрытой тайной, которую исполнительница лукаво приоткрыла, но не стала выставлять напоказ.

В интернете нашел работу Эдисона Денисова из книги 1986 года, о структурных особенностях сонатной формы в творчестве Прокофьева:

http://musstudent.ru/biblio/115-teorija-muzyki/denisov-sovremennaja-muzyka-i-problemy-ehvoljucii-kompozitorskoj-tekhniki/245-sonatnaya-forma-v-tvorchestve-prokofeva.html

и очень кстати - при надлежащем исполнении со всей очевидностью иллюстрируется основная мысль композитора-музыковеда: "Неоклассические приемы оставили довольно прочный след в музыке Прокофьева, что, в частности, сказалось и в его отношении к форме. Среди сонатных форм у Прокофьева мы сравнительно редко сталкиваемся с прямой стилизацией, но и в их трактовке Прокофьев ближе к классицизму, нежели, например, к романтизму. [...].Стремление к расчлененности формы и законченности ее отдельных частей прежде всего отражается на строении прокофьевских экспозиций, в большинстве случаев ясно отделенных от разработок и распадающихся внутри на ряд законченных самостоятельных построений, причем их отделенность друг от друга подчеркивается не только контрастностью эмоциональных состояний, но и всеми средствами создания музыкальной контрастности (смена тональности, темпа, динамики, фактуры, оркестровки, иногда — размера). Такая ясность внутреннего артикулирования С. Прокофьева связана с основными особенностями стиля и творческого почерка".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments