Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Развалины" Ю.Клавдиева в ЦДР, реж. Кирилл Вытоптов

Ну надо же - прямо как по заказу: я вот печалился, что питерский интеллигент из пьесы Клавдиева так и не отважился на людоедство -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1831399.html

а в том варианте, что поставил Вытоптов, к тому все и пришло. Правда, и крестьянская семейка тоже не собачьим мясом кормится, а мороженых человеков отколупывает.

Вытоптов еще и усилил этот мотив визуальной метафорой: Ираклий Александрович Ниверин раскрывает пальто на трупе, а под ним - россыпь фруктового ассорти, "полотно" в духе Арчимбольдо. Хотя не могу сказать, что спектакль безупречен. Много придумано хорошо - начиная с деталей костюмов Наны Абрдашитовой (Ниверин - очкарик в шапке-пирожке, а Развалина натягивает на голову вязаную шерстяную) и заканчивая интонациями (особенно интересны в этом отношении персонажи Александра Петрова и Софьи Райзман, сын Развалиной Савоська и дочка Ниверина Анечка, последняя говорит как ребенок, подделывающийся под взрослого, высокомерно и манерно), многое менее удачно (например, решение пространство, использование галереи - все, что происходит у дверей квартиры Нивериных, наверху, почти выключено из поля зрения первых рядов), но это, допустим, мелочи.

Если говорить о принципиальных вещах, то еще раз уместно вспомнить: мотив канибализма, вокруг которого строится обсуждение спектакля, появился в пьесе не сразу, на "Любимовке" были представлены "Развалины"-лайт. Следовательно, это мотив - всего лишь служебный, он должен усиливать какую-то более значительную, универсальную мысль. Питерский интеллигент Ниверин проигрывает в конфликте с православными людоедами Развалиными по всем статьям - от бытовой до идеологической (его дочка знает, что Развалины едят трупное мясо, но считает это допустимым и более оправданным, чем топка печки книгами, да и сам Ниверин, такой поборник человечности, приходит к тому же, только не столь успешно - не хватает интеллигенту навыков выживания) - но как рассматривать тотальный триумф людоедства, как его оценивать: спокойно и беспристрастно, с печалью, с негодованием?

Вряд ли Клавдиеву близка позиция строгого моралиста или, наоборот, воинствующего циника. Но Вытоптов идет еще дальше, в его спектакле у каждого своя правда, Развалины для него - тоже люди, менее сложно устроенные, чем Ниверин, а все-таки не животные, они поступают осмысленно, просто для них необходимость физического, биологического выживания стоит превыше всего - но не на уровне животных инстинктов, а на уровне осознанного выбора. Меня это, если честно, не устраивает и устроить не может, в спектакле Вытоптова мне не хватило резкости, остроты, непримиримости - причем любой, к человеческому ли началу в животном или к животному в человеке, но определенной однозначности вместо слишком приевшейся амбивалентности, назовите ее толерантностью или как угодно еще, которая именно (а вовсе не сложные бытовые обстоятельства) и ведет человечество к людоедству.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments