Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Неоконченный роман" реж. Андре Тешине в "35 мм"

Незаметно, тихо, без широкой рекламы случился маленький праздник - впервые за обозримое прошлое фильм Андре Тешине вышел в прокат. Предыдущие его работы я, разумеется, тоже видел, поскольку после недавно умершего Эрике Ромера и ныне здравствующего Алена Рене именно Тешине - самый близкий мне по духу, по эстетике, по отношению к миру и к человеку режиссер французского кино. Предпоследний фильм Тешине "Девушка из электрички" (на Кинопоиске его перевели как "Дочь железных дорог"!) показывали на неделе французского кино в "Пионере":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2019538.html?nc=1#comments

до этого на ММКФ одним сеансом (!) прошли "Свидетели":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/912693.html?mode=reply

Что любопытно - всех моих любимцев на старости лет тянуло поиграть в "жанр", что на протяжении карьеры было им несвойственно: Ромер вдруг снял шпионский триллер "Тройной агент" (крайне неудачный), Рене - мюзикл "Только не в губы" (довольно симпатичный), а Тешине в "Неоконченном романе" движется в сторону детектива, хотя понятно, что детективная интрига в данном случае ложная и оправдывается совсем не жанровыми соображениями.

Герой Андре Дюссолье - писатель Франсис, он приезжает в Венецию в поисках вдохновения и, пытаясь снять жилье через риэлтерское агентство, впридачу к домику на Сант-Эразмо получает новую жену в лице агента по недвижимости Жюдит, которую играет Кароль Буке. Проходит год, к Франсису в гости заявляется дочка Алиса, но вскоре девушка исчезает, предположительно вместе с молодым венецианцем-наркодиллером, ее любовником. Чтобы найти ее, Франсис нанимает частного детектива - старую лесбиянку, бывшую сожительницу его нынешней жены, и пока та якобы отслеживает беглую дочку клиента в Париже (на самом деле - встречается там с прежними подружками), Франсис, оставаясь в Венеции, возится с ее вышедшем недавно из тюрьмы сыном. Ему он поручает за небольшое вознограждение следить за своей женой, отношения с которой тоже разлаживаются, но вместо этого толкает их друг к другу. Парень - неплохой, но псих, он, в частности, нападает на венецианских геев, за что те в отместку убивают его собаку, да и с близкими не особенно хорош, в итоге после смерти матери, которая возвращается из Парижа тяжелобольной, он отправляется в одном ему известном направлении, писательская дочка находится сама, поскольку ее женишок добровольно отправился в тюрьму, спасаясь от подельников по наркобизнесу, а Франсис и Жюдит остаются перед выбором - наладить ли совместную жизнь заново или окончательно разойтись.

Я не читал Филиппа Джиана - ни этой книги, по которой снят фильм, ни "37,2 по утрам", экранизация которой в свое время оказалась явлением довольно заметным. Но что касается Тешине, эта путаная многофигурная конструкция со сложными семейными, дружескими, сексуальными, в том числе гомосексуальными отношениями для него абсолютно органична, позволяет ему делать то, что он умеет и хочет. А мысль, которая объединяет творчество Тешине в очень целостный художественный мир, я бы попробовал сформулировать коротко так: в жизни много событий, одни из которых кажутся важными, другие неважными, но на самом деле неважных событий не бывает, именно из мелочей и случайностей жизнь состоит, а то, что воспринимается как судьбоносное - в действительности оказывается преходящим, кроме смерти, конечно, но даже и чья-то смерть для окружающих, в том числе близких, лишь эпизод, момент из жизни, который тоже в скором времени остается позади. В "Неоконченом романе" (так он называется в прокате, в оригинале - Impardonnables) мотив смерти ощущается особенно остро благодаря венецианскому антуражу, порой всплывающему в кадре виду на Сан-Микеле и эпизодам похорон внутри острова-кладбища, постоянно, навязчиво присутствующим на экране фасадам венецианских соборов, которые главный герой, словно турист, так любит фотографировать. Но в то же время фильм Тешине имеет с пафосной и плоской "Смертью в Венеции" Висконти (несмотря на явную сюжетную реминисценцию к новелле Манна: писатель ищет вдохновения в Венеции...) не больше общего, чем Сант-Эразмо - с Лидо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments