Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Орфей в аду" Ж.Оффенбаха в Театре Оперетты, реж. Алина Чевик

Премьера "Орфея" состоялась уже после того, как я, побывав от августовской безысходности на "Фиалке Монмартра", зарекся в Оперетту ходить иначе как на премьерные мюзиклы (кстати, "Монте-Кристо" в конце сезона закрывается, и надо бы его еще раз посмотреть - вот это достойная вещь). Но "Орфей в аду" меня если и не привел в восторг, то, во всяком случае, приятно удивил, особенно второй акт (то есть вторая картина, поскольку трехактная оперетта играется с одним антрактом) на "небесах". Если в первой части действие не слишком складно перенесено в стилизованную телестудию, где в рамках ток-шоу "Острая кнопка" разбирается дело никчемного скрипача Орфея и его неудовлетворенной бабенки Эвридики, а третье, "адское" действие отдает похабщиной (и покоробила меня отнюдь не имитация секса в ванной Эвридики с обернувшимся шмелем Зевсом, это грубо, но забавно, а вся прочая эклектичная фанаберия, особенно пляски в защитных костюмах), то вот офис "небесной канцелярии" оказался решен вполне по-европейски, и не только по части сценографии, света (они и в целом неплохи), а также танцев (кордебалет "актеонов", изображающий рогатых любовников, меня, признаться, позабавил), но и, как ни странно, вокала, не у всех, но у некоторых солистов неожиданно приличного (Плутон так просто сразил наповал - и актерскими данными, и голосовыми).

Главная удача связана с новым либретто - в ситуации, когда советские изводы классических оперетт (а то, что принято было в СССР называть "классической опереттой", сочиняли ради куска хлеба репрессированные и лишенные нормальных возможностей творческого самовыражения евреи) приелись до тошноты, а обращение к аутентичным вариантам, как правило, себя не оправдывает (советские все-таки остроумнее и живее, оригинальные - морально устаревшие, да и в целом по своим достоинствам уступают высококачественной халтуре Эрдмана, Вольпина, Масса и К) предложенное Московской опереттой решение выглядит вполне сносным. Не все гладко, но кое-как концы с концами увязать удалось, благо у Оффенбаха древнегреческие мотивы - такая же условность. Последний раз я видел "Орфея в аду" в постановке Ростовского театра, и та постановка, тоже "современная", в сравнении с новой московской задним числом кажется еще более убогой:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/535170.html?nc=11#comments

Единственное, как ни странно, что с трудом вписывается в драматургическую и постановочную концепцию спектакля - это музыка Оффенбаха, явно иного плана и сорта по отношению ко всем прочим составляющим "шоу". Ее отчасти, в отдельных моментах заменили электронной фонограммой, но, понятно, что странно было бы отказываться от нее вовсе или радикально переаранжировать - тогда уже вышла бы не "классическая оперетта", пусть и в современной постановке, а нечто совершенно новое. Однако оркестр (безотносительно качества звучания, хотя это отдельная проблема) в "формат" ток-шоу явно вписывается хуже, чем модернизированный антураж или переработанное Алексеем Кортневым либретто, лишний раз подтверждая, что как ни крути, как ни измудряйся, а оперетта - явление, свой век отжившее. Впрочем, в театре Оперетты, в его руководстве по крайней мере, это понимают, и не без уступок, не без компромиссов, корректируют жанровый вектор - следующий "блокбастер", призванный заменить "Монте-Кристо", тоже будет мюзиклом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments