Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Маяковский идет за сахаром" С.Денисовой в Театре им. В.Маяковского, реж. Алексей Кузмин-Тарасов

В провинциальных пединститутах подобный формат в мое время определяли как "литературно-драматическая композиция". Хотя формат - это только рамка, за которую при желании легко выйти. "Пушкин. Дуэль. Смерть" Гинкаса - композиция, построенная по тому же принципу, и даже оформленная в спектакле отчасти похожим образом (белая комната, минимальная меблировка, отсутствие четкого распределения ролей между актерами, где каждому исполнителю достается несколько персонажей), но Гинкас выходит из "литературно-драматической композиции" в трагедию античного масштаба. в "Маяковском" замаха на трагедию, может, и нет (а может, и есть), но мне не хватило в этом спектакле не трагизма как раз, но веселья, отвязности, что ли, по отношению к его героям, и прежде всего к заглавному. То обстоятельство, что про Маяковского играют в театре его имени, или что еще ограничивало создателей опуса, но я, честно говоря, ожидал увидеть нечто в духе "Зажги мой огонь", только на материале более мне близком, чем рок-музыка, а именно - про литературную жизнь 1910-1920-х годов. А "Маяковский идет за сахаром", будучи сочинением достаточно любопытным и по постановочным приемам разнообразным (есть пластические интермедии, есть монологи, есть попытки придать условным ситуациям нарочито комичной бытовой достоверности - и тогда Лиля Брик появляется с кофемолкой в руках, а Осип - в нарукавниках), все-таки слишком традиционное представление с привкусом "просветительского" начетничества, что меня, сказать по правде, несколько напрягло. При том что по отдельности все занятно и достойно, и Галина Анисимова в роли пожилой Лили Брик дает нужную дистанцию по отношению к сценкам, разыгранным молодежью, не мне этого оказалось недостаточно. Самим авторам, как я полагаю, тоже тесновато в этой белой комнатке-выгородке, вот и "манифест о сахаре", предпосланный спектаклю, предполагает нечто куда большее: "Сахар - форма жизни. Ее вкус. Сахар - это сладкое чувство любви. Сахар - то, о чем мечтаешь, пока идет война; хорошая жизнь. Сахар - за него тебя покупают (...) Сахар - сам человек. Люди вокруг едят его" ну "и так далее", как говорил в подобных случаях один из персонажей спектакля Велимир Хлебников. То есть "сахар", выражаясь в литературоведческой терминологии 1920-х - некий "интегральный образ" пьесы, который должен прорастать через сюжеты и характеры, но он либо просто упоминается по ходу, искусственно вставленный в ситуации и диалоги (ну сколько раз можно ходить за сахаром?), либо остается на уровне заявки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments