Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бедная богатая девочка" реж. Джейсон Райтман

Неожиданно после долгого периода, когда в кинопрокате крутилось одно только дерьмо, сразу несколько достойных фильмов вышли более или менее широким экраном, и "Бедная богатая девочка" как-то слегка затерялась за более многообещающими "Потомками" и "Нокаутом", я чуть было не пропустил ее, а это было бы обидно.

В "Джуно" Райтман разрабатывал очень важную сегодня тему - рано взрослеющих подростков, которые оказываются более зрелыми, чем их родители. В "Бедной богатой девочке", оригинальное название которой следует, видимо, переводить как "юные взрослые", та же тема подается как бы в зеркальном отражении - героине Шарлиз Терон уже далеко за тридцать, а она все еще мыслит как школьница. Ей удалось уехать из родного захолусться в Миннеаполис - тоже не столица мира, но уже кое-что. Она известная писательница, хотя всего лишь сочиняет в числе других авторов подростковые романы с продолжением, к тому же их серию издатели решают закрыть и Мэвис должна сдать последнюю книгу, однако и она у нее не задалась. В общем, как говорил персонаж михалковской "Родни" - "жизнь практически сложилась". А тут еще приходит известие, что ее бывший парень, любовь всей жизни, стал отцом. Мэвис возвращается в городок Меркури под предлогом несуществующей сделки с недвижимостью, а на самом деле рассчитывает увести Бадди от жены. Она уверена, что женатый и с ребенком, в захолустном городке он не может быть счастлив - но мужик не спешит в ее сети, так что вместо возвращения в юность бабенке приходится ежевечерне напиваться с другим бывшим соучеником Мэттом. В школе их шкафчики располагались рядом и Мэтт был тайно влюблен В Мэвис, но и без того не красавец, после того, как его жестоко избили за то, что он гей (хотя он даже и не гей), Мэтт превратился в инвалида. Зато в гараже у него оборудован мини-спиртзавод, Мэтт гонит отличный самогон, то есть виски, и для Мэвис такой приятель оказывается как нельзя кстати.

Райтман - потомственный режиссер, профессионал с большим вкусом, и используя стандартные, в общем, форматы, он наполняет их на удивление свежим содержанием. "Бедная богатая девочка", раз уж ее так переназвали - это и мелодрама о трудной женской доле, о правильном и неправильном выборе, но в еще большей степени - о тотальном банкротстве на рынке человеческого счастья. Мэвис считает себя в целом удачливой женщиной - но оказывается, что ей нужна была не городская жизнь и не литературная работа, когда-то она забеременела от Бадди, но потеряла ребенка, и хотя поначалу считает, что такая жизнь не для нее, но превращаться в алкоголичку и засыпать после секса в бесознательном состоянии с малоизвестными, каждый раз новыми мужиками, чтобы проснуться старой уродиной и весь день наводить красоту, дабы к вечеру опять напиться и т.д. плюс карликовая собачка в сумке - тоже радости мало. В то же время маленький домик, стабильная работа и младенец в слюнявчиках - альтернатива не самая убедительная. Фильм получился бы плоским, если навязывал бы ее однозначно, но, например, Сандра, сестра Мэтта восхищается успехами Мэвис, пусть липовыми, и считает ее образцом для подражания, а земляки ей кажутся жирными тупыми уродами, каковыми, по большому счету, действительно являются. У Мэтта тоже есть альтернатива - кузен Мэвис, счастливый инвалид-колясочник, женатый, увлекающийся скалолазанием, его оптимизм вызывает одинаковое отвращение как у самого Мэтта, так и у Мэвис, самогон в гараже предпочтительнее подобной "полной жизни при ограниченных возможностях". Для настоящего счастья нужно так много всего, что куда ни подайся, какой путь не выбирай - все мало. У картины остроумный, но меланхоличный финал - последний эпизод, где Мэвис, опозоренная на вечеринке по случаю "наречения" младенца, направляется обратно в город, продолжая в пути досочинять подростковый роман, и раздолбанная спьяну машина грустно подмигивает ей подбитыми фарами.

В тройке моих любимых актрис мирового кино Шарлиз Терон занимает почетное второе место между Кейт Бланшетт и Лив Тайлер, она и красивая, и всегда разная, что бывает трудно совместить, красавиц обычно используют в одном амплуа. Но если в "Монстре" Терон позволила себя тупо изуродовать с сомнительным, на мой взгляд, результатом, то в "Бедной богатой девочке" она показывает свою героиню в самых разных состояниях, ежедневно проводя ее через ряд не только психологических, но и чисто внешних трансформаций - отдельное удовольствие наблюдать за этим аспектом ее работы. И партнеры у нее замечательные, присутствие Патрика Уилсона в любом фильме после "Добро пожаловать в Лейквью" Нила ЛаБьюта я автоматически воспринимаю как знак качества, он уже участвовал в фильме Тодда Филда аналогичной тематики (в русскоязычном прокате он назывался "Как малые дети"), а здесь у него очень сложная задача, его персонаж - одновременно и мечта главной героини, воплощение ее вымышленного идеала, и далеко не столь блестящая реальность, потасканный, потухший, опустившийся "счастливец" - совсем не то, что нужно умной, красивой, не совсем старой женщине, и Уилсону удается пройти по этой грани. А Пэттон Освальт - актер практически неизвестный, но в "Бедной богатой девочке" у него практически главная мужская роль: пока Бадди все свое время и внимание тратит на жену и новорожденную дочь, Мэвис проводит дни и вечера, а под конец и ночь, с Мэттом, с его виски и с их, в принципе, очень похожими взглядами на жизнь, ведь Мэтт тоже лелеет со школы мечту о Мэвис, только осуществление его мечты еще менее достижимо. Нельзя не отметить также превосходный и при этом совершенно ненавязчивый саундтрек. Наверное, воздействие этой картины не универсально и кому-то проблемы героев могут показаться надуманными, а его формат и жанр - недостаточно свежими, но редкий случай, когда я воспринял фильм очень лично, мне в нем многое близко, он сделан тонко, с вниманием к деталям, к нему хочется вернуться - не прямо сразу, как бывает, когда кино приводит в состояние эйфории, а попозже, если представится случай.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments