Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Чайка" реж. Юлий Карасик, 1972 г.

Фильм повторяли к юбилею Людмилы Савельевой, которая играет здесь Нину, но Нина в "Чайке" карасика неинтересная, и вообще ярких образов в этом блеклом, монотонном фильме, где пьеса Чехова не просто сокращена, но и реплики странно, необъяснимо варьируются, меняются и переставляются слова (типа "людям бездарным" вместо "людям неталантливым, но с претензиями" - неравноценная замена, как и во всех остальных случаях), немного: невнятный Треплев (Владимир Четвериков, правда, отличается неординарной внешностью, большеротый, как лягушонок, какой-то надломленный, мало сыгравший в кино и не доживший до шестдесятилетия), скучный Тригорин (Юрий Яковлев), совсем невыразительный Сорин (которого играет ныне подзабытый, но очень крупный для своего времени актер Николай Плотников из плеяды "мхатовских стариков") - с мужскими образами вообще незадача, любопытны только Дорн-Ефим Копелян и Шамраев-Армен Джигарханян, последний - просто добротно сделанной работой, первый - неожиданным подходом к персонажу, во всяком случае сейчас привычнее видеть Дорна циничным всезнайкой (даже я сам играл его таким, а совершенное воплощение этого взгляда на Дорна удалось Леониду Броневому в спектакле Марка Захарова), но Копелян играет Дорна нежным, сочувствующим и Треплеву, и, конечно, Маше Шамраевой, которая по многим имеющимся в пьесе косвенным признакам - его родная дочь. Валентина Теличкина в роли Маши эксплуатирует свои скромные возможности, набор интонаций и жестов, которые в начале семидесятых находили лучшее применение в довольно заметных картинах, чем впоследствии, когда православие мало-помалу и к нашему времени окончательно разъело актрисе и душу, и голову. Два момента в этой "Чайке" по-настоящему заслужвают внимание - оригинальная музыка Альфреда Шнитке и Аркадина, созданная Аллой Демидовой. Может быть и Демидова не достигает тут больших высот, но ее Аркадина - не просто по-бабски хитрая тетка, она действительно умна и, вероятно, талантлива, что по нашим временам непривычно, с некоторых пор Аркадину принято считать актрисой бездарной или, по крайней мере, посредственной. Аркадина Демидовой знает себе цену, во всех ее малоприятных чертах, в лицемерии, заносчивости, даже жадности, есть нечто поэтическое, в какой-то мере возвышающее ее над всеми остальными, не исключая и Треплева.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments