Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Одесса 913" по И.Бабелю, театр им. М.Ермоловой и агентство "Арт-партнер XXI", реж.Родион Овчинников

По моему убеждению, на сцене допустимо все, и когда кто-то утверждает "ах, как это можно, в Большом театре, в священных стенах, где такие великие..." и т.п., мне хочется этой невежественной сволочи дать по роже. И тем не менее есть вещи, которые и я считаю неприемлемыми. Это имеет прямое отношение к Родиону Овчинникову - он, наверное, неплохой педагог, и весьма средний, если не сказать грубее, режиссер, но есть режиссеры, если не сказать грубее, еще более средние, да к тому же с претензиями, в которых, надо отдать должное, Овчинников себя до некоторой степени ограничивает. Но в прошлом сезоне он поставил в "Современнике" спектакль "С наступающим". Репертуар "Современника" - тема вообще отдельная, но вот данное конкретное произведение лично я считаю мерзостью, и более того, подобная мерзость ни в одной цивилизованной стране мира не могла появиться на свет, зато здесь она превосходно продается за большие деньги. Отсюда мое предубеждение против Овчинникова (хотя другие его постановки, которые я видел - нескладные, малоинтересные, скучные порой, но непротивные поделки, особенно студенческие спектакли).

Я честно пытался смотреть "Одессу 913", отсекая предубеждения - но либо у меня не все получилось, либо у Овчинникова. Аналогов его постановке - масса, и на поверхности лежит ассоциация с "Криками из Одессы" Спивака в Театре на Фонтанке. Сюжеты, персонажи и отдельные тексты Бабеля используются как материал для водевильно-кабаретного представления с еврейским, точнее, псевдоеврейским (из антисемитских анекдотов) "одесским" колоритом. Правда, в отличие от "С наступающим", где то же самое как раз и ведет к невыносимой мерзости, "Одесса" - не мерзость, это просто слабый спектакль, не лишенный, пожалуй, отдельных достоинств, особенно что касается некоторых актерских работ - не всех, Юрий Беляев в роли Менделя Крика невыразителен, в первом действии он просто никакой, во втором что-то проявляется, но еле-еле (я застал Беляева еще в таганской "Медее", которую смотрел вскоре после премьеры, то есть шестнадцать, страшно сказать, лет назад, чуть больше, если совсем точно, но с тех пор он очень сдал и растерял актерскую форму). Александр Сирин, один из лучших и недооцененных театральных актеров Москвы, мало значительных ролей играющий в родном "Ленкоме", ведет спектакль от лица Арье-Лейба как рассказчик, нарратор, но использует краски, найденные аж для "Поминальной молитвы", то есть больше двадцати лет назад, опять же. У Григория Антипенко и без того много недоброжелателей, я не хочу к ним присоединяться - мне нравится этот актер, пусть не великий, но в своем роде и на своем уровне интересный, и его Беня Крик - интересный, в чем-то неожиданный, хотя для него режиссером придумано мало, а то, что придумано, не всякий раз, по-одесски говоря, в кассу: к примеру, Беня поет куплеты на стихи Эдуарда Багрицкого - совсем необязательно это делать.

Еще менее уместны в спектакле вставные танцевальные номера, к тому же с откровенно безвкусной хореографией - они до такой степени лишние, что складывается впечатление, будто их добавили, чтобы время потянуть, однако первое действие, где эти танцы невпопад занимают определенное место, и без того длится больше полутора часов (второе гораздо короче), куда и что еще тянуть, зачем - непонятно. И ужасно раздражал антрепризный интерактив, вроде того, что мальчики-налетчики спускаются в зал собирать "дань" или, забрасывая какой-то дрянью (квашеной типа капустой) невпопад голосящего Сруля Нахамкиса, предлагают зрителям присоединиться к "обструкции". Зато во втором действии режиссера при содействии сценографа - сценография Максима Обрезкова, кстати, сама по себе удачная: в центре подвижная повозка, которую удобно обыгрывать в самых разных ситуациях, а над сценой нависают на тросах бочки - пробивает на метафоры, и вот разломанные бочки и свисающая из них требуха красных ленточек обозначают убитых Бенционом коровок. От плоской иллюстративности до сомнительного символизма - один шаг, вот Овчинников и прыгает туда-сюда, в результате спектакль качается от сравнительно добротной развлекаловки до претенциозной пошлятины, не впадая разве что в упомянутую в связи с его постановкой в "Современнике" мерзопакость. И все-таки Бабель, в день расстрела которого, по словам режиссера, сыграли премьеру "Одессы 913" (а я, честно признаюсь, не знал, что известна точная дата расстрела Бабеля), посмотрев спектакль, полагаю, застрелился бы сам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments