Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

самка золотого орла

С минуты, когда я обнаружил в телепрограмме анонс "Закрытого показа" с фильмом "Самка", ждал с нетерпением эфира. Фильм-то я видел в прокате -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1972182.html

но что фильм, кино - фигня, главное - обсуждение, в этом случае уж точно. Я прям-таки воображал, не без вожделения, как соберутся специалисты, станут говорить, что снежный человек изображен в картине недостоверно, что это клевета на российскую действительноть и русские снежные люди совсем не такие уроды, как показал Константинопольский, что режиссер позволяет себе неточность в деталях, а маленькая ложь порождает большую неправду - ну то есть все, как обычно бывает в "Закрытом показе". Но только потом я сообразил, что пока на Первом у Гордона в студии будут "Самку" обсасывать, в то же самое время на "России" пойдет телеверсия "Золотого орла", юбилейного, десятого (надо же, как время летит). А "Орла", на которого я ни разу не ездил (ехать на "Мосфильм" - убиться же можно, да еще по такой погоде), по телевизору я стараюсь смотреть каждый раз. Тут еще как назло по "Культуре" на этот же временной промежуток попала "Кто там?" Верника, единственная на этом руинированном канале передача, которую еще можно смотреть, а на НТВ - концерт Лолиты, впрочем, НТВ у меня по-прежнему не показывает. Что делать - врубил "Орла", а на "Самку", то есть на дискуссию "Закрытого показа", переключался в рекламных паузах. Заметил там в числе "экспертов" татуированного балетного критика из "Литературной газеты" и услышал краем уха, как он высказывается о "Самке" с "социальной точки зрения" - то есть поборники православной духовности и имперского патриотизма тоже отметились. Застал выступление кандидата биологических наук с докладом на тему, как сочетаются грибы с алкоголем - оказывается, плохо сочетаются (что, кстати, и непосредственно из фильма было ясно со всей очевидностью). В обсуждении, жанр которого по признанию самого Гордона, соответствовал жанру картины Константинопольского, уже под самый конец прозвучал тезис "любовь к отеческим грибам", который можно было бы применить и к церемонии "Золотого орла".

Почему-то на юбилейного "Орла" не приехала никакая иноземная звезда, хотя бы и самая завалящая - согласно учению Ким Ир Сена "чучхе" об опоре на собственные силы, академия кинематографических искусств и наук обошлась присутствием на видных местах Ирины Мирошниченко и Андрея Житинкина. Пока я давился в баварском ресторане шницелем (пожадничал, а принесли такую здоровенну котлету сантиметров 40 в длину, ну не выбрасывать же, вот и ел), пока доехал до дома - самое начало трансляции пропустил и не знаю, приветствовал ли мастеров киноискусства по юбилейному поводу Путин, Медведев или оба вместе, а подоспел непосредственно к раздаче слонов, то есть орлов. При этом отметил, что "Золотой орел" окончательно подавил, а точнее, поглотил "Нику", поскольку на "Нике" евреи-интеллигенты старательно и довольно неловко дистанцируются от православных фашистов, и в итоге ставят самих себя в неудобное положение (узок круг этих людей, страшно далеки они от народа), тогда как на "Золотом орле" православные фашисты с евреями-интеллигентами сливаются в экстазе к обоюдному удовольствию, даже Аркадий Инин от имени деятелей "кинокапустника" выступает теперь за команду Михалкова, а не Гусмана, и отдельное наслаждение - наблюдать это соитие по взаимной любви-ненависти со стороны и через посредничество телевидения.

Что в "Орле" с каждым годом приятнее и приятнее - выбор академиков и на уровне номинантов, и на уровне лауреатов сколь неочевиден, столь и неоспорим. То есть пока не назвали победителя - вопросы есть, а как назвали - вроде бы уже и нет. Я сужу прежде всего по номинациям касательно полнометражного игрового кино, благо видел все без исключения работы, в них представленные. Между прочим, даже "Самка" попала в номинацию - за лучшую операторскую работу Юрия Клименко, но не получила, конечно. Получили Бондарчук и Раппопорт за лучшие роли в "Двух днях" - и вроде что-то тут не так, подвох какой-то, но если разобраться - почему бы и нет? Порадовался за "Трех богатырей" - в номинации это был единственный полнометражный попсовый (в лучшем смысле) мультик, и то, что наградили его, а не одну из двух "авторских" короткометражек - показательно и очень здорово. Номинировали и награждали также фильмы, производство которых началось еще в середине 1990-х - "Мастера и Маргариту" Юрия Кары и документалку о Михаиле Ульянове режиссера Галины Евтушенко, во втором случае нет в живых героя, в первом - многих из съемочной группы, включая десяток актеров (и того же Ульянова среди них). Кстати, попал в номинанты за роль второго плана Николай Бурляев, игравший в "МиМ" Иешуа - не получил, но нельзя не признать, что при всем размягчении мозга под воздействием православия, которое на момент съемок еще не было столь заметно, как теперь, Бурляев сыграл очень интересно.

То, что музыку Эдуарда Артемьева к "Дому" Погодина предпочли саундтреку Филиппа Гласса к "Елене", не говоря уже про Шнитке с "МиМ", можно расценивать как желание "порадеть родному человечку", но опять же - Гласс есть Гласс, в "Елене" или не в "Елене", а Эдуард Артемьев ничем не хуже, а все-таки ближе и может на церемонии присутствовать, а то мало кто сам за себя получает, уж если даже Евгений Миронов маму откомандировал - мама выступила ярко, но удивила разве что тех, кто не ходит в Табакерку, где она стоит на контроле билетов и программки продает - вот уж там Тамара Петровна отжигает по полной программе и ежедневно (последний раз, когда я был на "Дьяволе", отличилась особо по случаю того, что начало спектакля задержали на сорок минут и нетерпеливые зрители отправились сдавать билеты в кассу). Если уж на то пошло, то по непосредственности ее переплюнул режиссер сериала "Побег" с заявлением: "В четвертом павильоне, где будет банкет, у нас была тюрьма". Еще о родных человечках - умилил Егор Кончаловский заявлением: "Я, как ни странно, первый раз присутствую на этой церемонии.." - с одной стороны, казалось бы, а почему "странно", странно что вообще присутствует, а с другой - ведь и в самом деле странно... Ну а то, что "академики" в номинации "лучший зарубежный фильм" предпочли гениальной "Меланхолии" Триера мелодраму "Король говорит" - так в этом у них есть авторитные предшественники из Канн, что уж пенять "Золотому Орлу", да и "Меланхолии" ничего не сделается, все равно это лучший фильм года в мировом кино, кому бы и какие призы не вручали. Гафту за его честь, достоинство и вклад позволили прочесть в честь "Орла" три больших стихотворения - про петуха, про ворону и просто про птицу, и еще три эпиграммы, но он, кажется, никого не раздражал.

Если можно к чему-то на "Золотом орле" обоснованно придраться - то к конферансу ведущих, слишком искусственному, наигранному, отрепетированному, к тому же плохо отрепетированному. Но еще и еще раз - с чем сравнивать? С импровизациями Гусмана на "Нике"? Чур меня, уж лучше плохо отрепетированные заготовки с чужого плеча. С приколами ведущих на "Оскаре"? Так там тоже заранее написанную поеботину несут, только не православно-фашистскую, а либерально-правозащитную, и дело вкуса, какой отдавать предпочтение, мне проще вытерпеть, когда одни евреи называют других евреев великими русскими кинематографистами, чем восклицания по поводу глобального потепления, страданий мирных жителей от военщины, жестокого обращения с животными и всяческого такого камлания.

Пятерка "лучших фильмов" если и может вызывать сомнения - то лишь постольку, поскольку достойных этой номинации картин было больше, чем пять. И положа руку на сердце - я не назову навскидку пять иностранных (считая все кинематографии мира скопом) фильмов такого же уровня за тот же отчетный период, как те, что вошли в финал "Золотого орла".Примечательно, однако, что только одну из них, "В субботу" Миндадзе, я видел в кинопрокате:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1969311.html

да и она через две недели после проката была показана по ТВ, кстати, у Гордона в "ЗП", с характерным для этого шоу обсуждением в духе "атомные станции совсем не так взрываются". Зато целых три из пяти - в Выборге на фестивале "Окно в Европу" -

и "Елену":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2070712.html?mode=reply#add_comment

и "Дом":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2073760.html?mode=reply#add_comment

и "Два дня":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2074705.html?nc=2#comments

хотя, справедливости ради, все они потом шли в прокате, и даже достаточно широко.

Понятно, что "Шапито-шоу" назвать "лучшим фильмом" не могли - это было бы слишком радикально, но для "Шапито-шоу" номинация - бОльший триумф, чем для "Елены" - все ее запрограммированные призы. Победа "Елены" Звягинцева логична, обоснованна и вряд ли может быть оспорена, "Елена" - безусловный шедевр, но таких шедевров в истории кино наберется не один десяток. Ничего подобного "Шапито-шоу" в мировом кинематографе не бывало сроду, отдаленно похожее - да, наверное, но такого формата при таком уровне исполнения - точно нет, это больше, чем выдающийся фильм, это ни с чем не сравнимое, не имеющее аналогов явление. Я как чудо воспринимаю не только сам факт появления этого фильма, но и то обстоятельство, что оказался в числе первых его зрителей на пресс-показе ММКФ, когда, помню как сейчас, сеанс закончился без десяти минут час ночи, все высыпали из зала на улицу, через десять минут метро закрывается, станция "Арбатская-Филевская" - напротив "Художественного", а в метро никто не бежит, стоят, разинув рты, и стараются понять, что сейчас с ними произошло:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2036162.html?nc=8#comments

И уж тем большее чудо, что с этой недели "Шапито-шоу" наконец-то вышло в прокат. Его еще и для ТВ закупили - канал ТНТ потом покажет, только неизвестно, целиком все части одну за другой или порционно. С прокатом тоже такой вопрос поднимался, и это была одна из главных проблем для кинотеатров, все-таки почти четырехчасовой хронометраж - дело совсем непривычное, но в итоге фильм идет как бы двумя сеансами подряд, то есть фактически - одним, но с десятиминутным перерывом, собственно, как изначально и планировалось, мы на ММКФ тоже так смотрели.

А сразу после телеверсии "Золотого орла" на "России" запустили фильм "Прячься" - совершенно удивительное, довольно свежее (2010) года, но вовсе неизвестное, непонятно откуда, как говно в проруби, всплывшее произведение, где Гармаш, Гуськов и Шагин, в числе прочих сидючи на полузаброшенной метеостанции среди морозной пустыни, ищут снежного человека (кроме шуток!), каждую свободную минуту дискутируя о настоящем и будущем России и пытаются докопаться до тайн, связывающих героев в их общем прошлом, в реультате чего выясняется, что когда-то персонаж Гуськова убил родителей персонажа Шагина - необычайный гибрид "Как я провел этим летом", "В субботу" и "Самки". В прокате это произведение не шло, на фестивалях, насколько мне известно, тоже не демонстрировалось, а тут как по заказу - смотри-не хочу, жалко лишь, что без последующего обсуждения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments