Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

хозяйка - блядь, пирог - говно: "Прислуга" реж. Тейт Тейлор

В основе фильма - книжка 2009 года, культовый бестселлер и все-такое (я и не знал, мне Толик рассказал), но действие происходит в начале 1960-х в штате Миссисипи, про который снято уже столько антирасистских фильмов, что если из них собрать всех безвинных жертв ку-клукс-клана, то поди на весь штат и негров столько по головам не наберется. Тем не менее сейчас, когда в белом доме сидит черный президент, спекуляция на расовой тематике распродается ничуть не хуже, а даже лучше, чем во времена "борьбы за гражданские права". По форме своей, по эстетике кино при этом - сопливая комедийная мелодрама, в последние полчаса из двух с половиной слезливо-приторная до невозможности, рыдают все, даже злодеи, точнее злодейки, поскольку все героини - женщины. Мужчины, мужья, женихи присутствуют где-то на заднем плане либо вовсе не появляются в кадре, все противостояние, все конфликты разворачиваются исключительно в женской среде.

Главная героиня, Скитер (Эмма Стоун), возвращается в родной городок Джексон, имея намерения стать серьезным писателем, но за неимением лучшего подряжается вести колонку советов по домоводству, ничего при этом не понимая в хозяйстве, но рассчитывая на консультации служанок-негритянок. Ее собственная чернокожая нянька куда-то таинственным образом исчезла, и Скитер обращается к прислуге своих подружек. Вскоре она понимает (раньше не понимала, хотя всю жизнь прожила в Джексоне), что негритянок самым бесчеловечным образом угнетают, и задумывает написать с их слов книгу о бесправии чернокожих женщин. Сами служанки боятся до смерти, но сначала одна, у которой убили сына (не то чтобы его убили, а просто не смогли вылечить в больнице после производственной травмы, но женщина винит белых в убийстве), потом другая, которую несправедливо уволили (за что она в отместку накормила хозяйку пирогом с собственным говном), а там и другие присоединяются, чтобы рассказать о выпавших на их долю мучениях. Ведь это ужас что такое - одна служанка нашла за диваном хозяйский перстень и сдала в ломбард, чтобы получить деньги на колледж для сына, а ее - в полицию за кражу! И собственная история Скитер не лучше - пока она отсутствовала, ее мать уволила старую няньку лишь за то, что к бабке, которая и посуду-то едва в руках уже держала от старости, ворвалась с объятьями ее дочка прямо во время приема. Вообще черные няньки любят своих воспитаников куда сильнее и искреннее, чем их белые матери, но вырастая, воспитанники это забывают и продолжают по-рабовладельчески эксплуатировать безответных негров. Издательница, холеная нью-йоркская еврейка, хватается за подброшенную тему, благо набирает силу Мартин Лютер Кинг и книжка должна хорошо продаваться - так и получается.

По меньшей мере дважды на протяжении фильма упоминаются "Унесенные ветром" - книга, написанная с открыто куклуксклановских позиций (в экранизации эти мотивы значительно смягчены и акцент перенесен на романтические коллизии), что не мешает великой эпопее Маргарет Митчелл оставаться главным романом в истории литературы США, американской "Войной и миром", несмотря на то, что идеологически "Унесенные ветром" сегодня явно не ко двору. "Прислуга", напротив, отвечает запросам времени, черные женщины в ней - святые, белые - злодейки, и не настоящие даже, а какие-то карикатурные, искусственные, кукольные, просто "стэпфордские жены" да и только, роботы крашеные, лохушки пергидрольные с нарисованными улыбочками, от которых и впрямь воротит - что удалось, то удалось. Не все, впрочем, такие - политкорректность требует напомнить, что белые, какие не есть подонки, а тоже люди, и помимо главной героини, находится еще одна, тоже лохушка, но добрая. Дамское общество Джексона ее не принимает, а вот служанка-негритянка становится чуть ли не лучшей подругой, хотя опять нехорошо: минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

Номинально "Прислуга" - антирасистский фильм. На деле, как и большинство такого рода произведений, это настоящий расистский манифест, и от того, что в нем декларируется превосходство черных над белыми, а не наоборот, как минимум не легче. Служанку-негритянку привлекают к ответственности за кражу кольца - но ведь она его в самом деле присвоила, а потом отнесла в ломбард. Была бы белая - вопроса не возникает, но черная - значит, невиновна, неправедно осуждена. Или история с нянькой главной героини - ситуация такова: важный для хозяйки дома прием, врывается родня прислуги... - но, кажется, если обслуживающий персонал будет в рабочее время заниматься личными делами, то за это его ждет порицание и по сей день, и независимо от расовой принадлежности, или убеждений, или чего-то еще. И вообще если тут присутствует некая проблема, то она уж точно не в расовой плоскости обнаруживается - взять хотя бы чеховских "Трех сестер", где Наташа требует, чтобы Ольга прогнала няньку, потому что та старая и не может работать, а нянька у Чехова определенно не афроамериканка, да и раздражает она Наташу не сама по себе, через нее Наташа утверждает свою власть над настоящими хозяйками дома, над сестрами - при чем же тут расизм? Кстати, помимо белой кожи, отличительным признаком природного злодейства в "Прислуге" является принадлежность к мужскому полу. В этом смысле черные мужчины - тоже негодяи, не все, но многие - служанку, которая сготовила хозяйке пирог с говном, колотит муж, то есть черная женщина страдает дважды - как черная и как женщина, что и продается в два раза лучше.

Обидно, что актрисы, на многое способные, играют такие ходульные пошлые карикатуры. Ну ладно Эмма Стоун, невелика цаца, но Джессика Честейн (ей досталась как раз добродушная лохушка), и Брайс Даллас Ховард (подружка-злодейка) - им уродливые маски, которые на них напялили, совсем не идут. Но тут дело даже не в плоских, одномерных образах и не в спекулятивности тематики. И без напоминания об "Унесенных ветром" трудно отделаться от мысли, что мир, нарисованный такими черными (прошу прощени за невольный каламбур) красками на взгляд из нашего времени способен вызвать не праведный гнев, не ужас, не желание побороться за негритянские или чьи-нибудь еще попранные права, но умиление, ностальгию - ведь эти чудачки с залаченными локонами, со всеми их предрассудками, все они тоже "унесенные ветром", в сущности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments