Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Калека с Инишмана" М.МакДонаха в Театре на Таганке, реж. Сергей Федотов

Гордится тем, что первым в России открыл МакДонаха для театра, Сергей Федотов, допустим, по праву. И его постановки в собственном пермском театре "У моста" - вполне достойные, я многие из них видел - это добротные работы, а по провинциальным меркам может и значительные. Но вот Федотов тащит свой провинциализм на Таганку. Тот факт, что я смотрел генеральную репетицию, ставит мои наблюдения и выводы под сомнения - но это даже хорошо, я буду только рад, если таганский "Калека" прогремит как шедевр.

Федотов очень любит МакДонаха, вне всяких сомнений, его искренность победительна - но как все любящие, он много чего важного, принципиального в объекте своей любви не замечает и не желает замечать. В его постановках пьесы МакДонаха предстают бытовыми историями и вместе с тем сентиментальными фарсами. Перед показом режиссер, не понимая, что бабки, которых нагнали на прогон, видели в своей жизни спектаклей больше, чем постановщик и все актеры на сцене вместе взятые, объяснял свой взгляд на драматургию МакДонаха, и упреждающе заявлял: не все, мол, поймут, что это комедия, только не антрепризная. Но напрасно он опасался - хохот, ржач, хихиканье раздавались беспрестанно, совершенно нездоровый смех не прекращался ни на минуту и сопровождал каждую реплику, каждый жест - любые, смешные и не очень, и совсем несмешные тоже. Однако не только в публике дело - публика потом, по билетам, придет другая, которая и в самом деле не слыхала про МакДонаха ничего, а на Таганку пришла, рассчитывая увидеть если уж не прямо Высоцкого (хотя такие тоже найдутся, не надо иллюзий), то как минимум Вениамина Смехова или Аллу Демидову. Высоцкого они увидят, и Любимова тоже - однофамильцев, которые заняты в "Калеке". А актриса Жукова, из старого "таганского" призыва, которая ненамного моложе своей 90-летней героини - мать Пустозвона. Жукова в самом деле очень смешная, но это именно антрепризный комизм, рассчитанный на запрограммированную и тотальную реакцию - вопреки заверениям постановщика. И вся постановка запрограммирована на такую реакцию тоже - в ней много спекулятивного, много бьющего на эмоции грубо и наотмашь (в том числе буквально - персонажи лупят друг друга поролоновыми камнями, но настоящими яйцами, а Дмитрий Высоцкий смачно и демонстративно сморкается в изнанку свитера, и все для пущего комического эффекта "забавно" коверкают слова, на заднике, точнее, в отсутствие такового, на дальней стене демонстрируются фрагменты фильма Флаэрти, о котором идет речь в пьесе МакДонаха.

Про спектакль Федотова нельзя сказать ничего особенно плохого, как и про исполнителей - артисты не без трудностей, но осваивают совершенно непривычную для Таганки псевдобытовую манеру игры (так играют Островского в МХАТе имени Горького, а в областных театрах драмы так играют любую драматургию, от Эсхила до Ионеско). Правда, симптоматично, что таганский "Калека" мало чем отличается от своего пермского брата-близнеца - а эту пьесу, одну из самых популярных у МакДонаха, Федотов у себя, естественно, тоже ставил, и в Москву ее привозил на далее как два года назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1653054.html?nc=1#comments

Так что не будучи номинально "антрепризной комедией", предстоящая премьера Театра на Таганке обладает всеми эстетическими признаками этого формата, за исключением наличия в составе звездных имен - но таковым на нынешней Таганке взяться, увы, неоткуда. И хотя "Калека" в любом случае - не позорная, а вполне, в общем, достойная работа и для театра, и для приглашенного режиссера, примириться с ее появлением на сцене Таганки непросто даже мне, заставшему Таганку если не в самой глубокой точке падения, то уже в закате былой славы. Я еще видел "Бориса Годунова", Смехова в роли Воланда, некоторые другие вещи, которых сегодня уже нет, дважды ходил на "Евгения Онегина", последнюю большую удачу Любимова, но и то, что делал Любимов в самые последние годы, все эти, положа руку на сердце, нелепые полуцирковые миксы с никчемными фигами в кармане по старой привычке, все же продолжали заданную когда-то линию. Пускай линия эта уже явно шла к финальной точке - но преемственность даже в убожестве просматривалась со всей очевидностью, и "Фауст", "Сказки", "Арабески" и проч. были в полном смысле "таганскими", потому что были любимовскими.

После ухода Любимова (эта тема отдельная и обоюдоострая, невинных жертв в той истории не было, обе стороны оказались "хороши" на свой лад, а Каталин и ее роль в "таганском" деле - совершенно особый разговор) вышло уже два спектакля, "Венецианских близнецов" я не видел, "Калеку с Инишмана" посмотрел на предпремьерном прогоне, но пускай я ошибаюсь насчет качества постановки Федотова (еще раз говорю - рад бы ошибиться), уверен я в том, что в нынешнем своем виде Театр на Таганке, сохраняющий за собой вывеску-"бренд", к Театру на Таганке, известному под этим именем прежде, имеет такое же отношение, как Театр на Малой Бронной - к ГОСЕТу Михоэлса, а Театр им. А.Пушкина - к Камерному театру Таирова, и, кроме того, пожалуй, еще меньшее, чем губенковское "Содружество" (тоже предмет отдельного размышления). А заклинания насчет "легендарной сцены", которые уже раздаются, из уст того же Федотова в том числе, лучше попридержать - толку от них никакого, а вред налицо. Может, это результат естественного процесса - так или иначе, а Любимов, да продлятся дни его, при самом лучшем раскладе вечно руководить созданным им предприятием не мог бы. Но просто не то что обидно, грустно, неприятно, а как-то странно, удивительно видеть на сцене Таганки такое произведение, как "Калека с Инишмана" в постановке Федотова. Еще год назад подобного нельзя было и вообразить.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments