Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Финишная прямая" реж. Режис Варнье ("Французское кино сегодня" в "35 мм")

В отличие от эксклюзивной программы немецкого кино фильмы этого фестиваля практически все закуплены для проката и либо уже идут, как "Неприкасаемые" или "Черная Венера", этот гнусный манифест негритянского расизма, либо должны выйти в обозримом будущем и уже намечены конкретные даты. Единственное исключение, не считая двух программ короткометражек - "Неслышное касание" Катрин Силла, но его-то как раз мне и пришлось пропустить. А выпуск "Финишной прямой" намечен на весну 2012 года, но это нескоро, без гарантии (где "О богах и людях"? тоже в планах стояли, да так и не вышли) и вообще можно не дожить. Правда, киношка не особенно стоящая и многого я от нее не ждал, при том что Режис Варнье, от чьего "Индокитая" в свое время мои ровесницы прям-таки помирали, до того он им нравился, и который потом снял "Восток-Запад", сам представлял картину на фестивале, причем по-русски и даже шпаргалкой пользовался лишь отчасти. Но мастер многофигурной политической мелодрамы на сей раз поработал в формате более скромном, если не сказать убогом. Вместе с тем у меня был особый стимул посмотреть фильм сейчас - Сирил Дескур, один из моих любимых молодых французских актеров (собственно, их всего двое таких, немецких и английских гораздо больше, а французских - только Сирил Дескур и Жан-Батист Монье, ну еще Малик Зиди, но он старше;) - он мне запомнился сразу в "Набережной Сены", самой отвратной новелле из "Париж, я люблю тебя", где сыграл француза, посрамленного наглой мусульманской свиньей; потом я снова с удовольствием натолкнулся на его мордашку в подростковой комедии "Французский для начинающих", там ему досталась роль более развернутая, но второго плана - француза-разлучника, мешающего романтическому счастью юного немца. В "Финишной прямой" Дескур играет главную роль, и как настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, так настоящий большой актер должен сыграть гея, инвалида и женщину. Гея Сирил Дескур уже сыграл в "Маленькой зоне турбулентности", до женщины еще не дорос, у Варнье он играет инвалида - ослепшего в результате аварии бегуна Янника. Парень из богатой семьи может позволить себе продолжить занятия спортом - с помощью "поводыря", в качестве таковой себя предлагает алжирка Лейла, не предупреждая, что только что вышла из тюрьмы, отсидев шесть лет за то, что во время тренировки якобы случайно сломала шею своему неверному белому мужу. Пока она отбывала срок, деверь усыновил ее сына Сулея, и теперь она в истерике пытается его вернуть. Сюжет с сыном банально недокручен, но и основная интрига списана с голливудских клише, однако подана с занудством, характерным для французского "независимого" кино, и если б не Дескур, смотреть было б совсем не на что. Да и он, увы, по большей части носит черные очки - они ему очень идут, а шрамы вокруг глаз, когда он эти очки нимает, не очень, но все-таки история могла быть интереснее, оригинальнее и не такой надуманной: Янник и Лейла влюбляются друг в друга, но Янник позволяет себе безумство с поездкой на катере, едва не тонет и мать слепого требует прекращения отношений, а чтобы Янник все же выиграл соревнования незрячих бегунов, Лейла втайне тренируется с его новым "поводырем", рассчитывая в последний момент заменить его - да повреждает лодыжку и оказывается в гипсе, но поддерживает бегуна морально и после его - ну конечно же, разумеется, - победы дарит ему поцелуй.

Куда более благоприятное впечатление произвела вторая из трех подборка короткометражек. Два прелестных мультика - достаточно традиционный, но отлично нарисованный и трогательный "Очкарик" Жан-Клода Розена про слабовидящего мальчика, которого заставляли носить очки для улучшения зрения, а он предпочитал обходиться без них, так как видел своими глазами единорогов и прочих сказочных существ; несколько более экспериментальный по эстетике, но тоже без особых заморочек "Тишина под корой" Жоанны Люри - фантазия из жизни антропоморфных (с рожицами, ручками и зубками) червячков внутри дерева, с наступлением зимы открывающих для себя чудесное явление - снег. Две игровые абсурдистские игровые комедии, связанные, совершенно случайно, общими мотивами: "Настройщик" Оливье Трене - практически анекдот про неудавшегося музыканта, подавшегося в настройщики и симулирующего из корыстных целей слепоту - однажды он приходит по вызову и обнаруживает, что заказчик валяется на диване в крови, а жена всадила ему в голову строительным "пистолетом" парочку гвоздей, и в страхе, что его как "свидетеля", пусть даже слепого, ждет та же участь, он садится играть Шумана, рассчитывая, что уж пока не доиграет, бабка его не убьет - а та уже стоит за спиной с "пистолетом"; в "Я могла бы стать шлюхой" Байи Касми девушка, покупая в магазине секатор, знакомится с мужчиной, напрашивается к нему в гости, навязывается с сексуальными предложениями, попутно признаваясь, что купила секатор, чтобы отрезать яйца преподавателю фортепиано, который будто бы трогал ее в детстве. Одна игровая и достаточно банальная, но симпатичная мелодрама - "Лучший друг человека" Венсана Мариета, про охранника с псом Эдипом, который постарел и начальник хочет его уволить, а мужчине проще уйти с псом, чем остаться без него. И самый спорный, а также самый продолжительный (35 минут") "Месье Аббат" Бландин Ленуар. Картина состоит из коротких монологов разных персонажей на камеру, датированных, однако, 1930-ми годами, перебивающихся то кадрами со священником средних лет, то эротическим черно-белым видео. Снята короткометражка, как я понял из титров, по книге Мартина Северена, но мне это, увы, ни о чем не говорит. Посыл картины очевиден - еще в 1930-е годы в консервативных, религиозных слоях общества царило повальное сексуальное невежество и ограниченность, поэтому вопросы и сомнения персонажей относительно деторождения, поз, гомоэротических влечений сегодня создают запрограммированный режиссером комический эффект. Вместе с тем главным героем опуса, столь же очевидно, является священник, автор брошюр по сексуальному просвещению христиан, к которым обращаются персонажи монологов. Отношение к этому герою в фильме открыто не проявлено, но хорошо зная общую направленность современного европейского и в особенности франкоязычного кино, легко предположить, до какой степени оно негативное. Плюс к тому известно, что вопросами сексуальной половой этики занимался, и посвящал этому свои печатные труды, предыдущий Папа. В общем, и тут, как везде, обнаруживается левацкая антиклерикальная хрень.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments