Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Три сестры. Действие 1" в "Открытой сцене", реж. Андрей Бартенев

Персонально к Бартеневу и к его деятельности у меня отношение к неоднозначное, я его "перформансы" всегда воспринимал с большим сомнением, и этот можно при желании тоже расценивать как, с одной стороны, освоение упавшего с неба (а точнее, от департамента культуры) гранта, с другой - рекламную акцию бренда спортивной одежды и обуви - но все же это будет по меньшей мере не вполне справедливо. Кроме того, помимо Бартенева, не перенапрягавшего, мягко говоря, свою фантазию на этом проекте, в нем принимали участие и другие люди, начиная с исполнителей, иные из которых, как Данила Поляков, и сами по себе интересны (Полякова в последнее время все чаще привлекают в качестве модели и исполнителя для перформансов - AES+F вот тоже). Но главным образом успех "Трех сестер", как мне показалось, предопределен музыкальным оформлением Феликса Вентураса и работой хореографа Ларисы Александровой, искупающими концептуальную скудость (если не сказать грубее) замысла.

Бартенев перед началом выходит, чтобы рассказать, как в самолете из Нью-Йорка на первой полосе газеты прочитал заметку "Три сестры" про трех деревенских баб, придорожных проституток, одна из которых тюкнула клиента-дальнобойщика и попала в тюрьму, сбагрив детей оставшимся двум, вторая встретила какого-то мужика и уехала, оставив своих детей и сестры-уголовницы на попечение третьей... На самом деле происходящее в пространстве "Открытой сцены", обтянутом белой тканью со всех сторон, кроме знаменитого потолка с лепниной, к истории из газеты имеет еще меньшее отношение, чем к содержанию пьесы Чехова. И даже как к "структуре", как предлагает Бартенев, к чеховским "Трем сестрам" здесь апелллировать необязательно и ни к чему. Бартенев настаивает, что его произведение следует рассматривать по линии изобразительного искусства. Мне-то как раз показалось, что в изобразительном плане оно не слишком выигрышно смотрится. Но вот с точки зрения пластической и музыкальной драматургии может дать сто очков вперед большинству представлений в жанре "современного танца", "физического театра" и т.п., придуманных и разработанных в основном для того, чтобы подкармливать шарлатанов от контемпорари арт. "Три сестры" - совсем другого качества вещь. Давно я с таким интересом, с таким увлечением не смотрел действо аналогичного формата.

45-минутное представление состоит из нескольких эпизодов и открывается общим выходом всех участников в красных плавках и (девушках) купальниках, за исключением двух, в спортивных костюмах (той же фирмы) сидящих по краям первого зрительского ряда. Когда одна из девушек в купальниках запевает песню про оленя, проскакавшего по городу в дождливый серый день, девушки в костюмах и со спортивными сумками выходят на сцену и изображают нехитрый танец. А после этого общего "пролога", следует череда номеров-трио. В первом из них танец сочетается с обрывками чеховского текста (монолог Ирины). Третий - чисто пластический, его исполняют девушка и два парня разного роста, один из которых коренастый крепыш, имитирует боксерские движения, а пара - классические балетные па: стойки, поддержки, прыжки, причем парень высокого роста танцует превосходно (и я определенно где-то его видел раньше). В следующем трио, мужском и самом "звездном" по составу исполнителей - Данила Поляков, Михаил Колегов, Сергей Шапошников - выстраивается более замысловатая по внутренней драматургии конфигурация. Поляковский бледно-рыжий "персонаж" (кстати говоря, меня удивило, что у Полякова спина вся в прыщах - а еще модель...) дефилирует и пританцовывает под музыку или песню, которую слышит или якобы слышит только он в наушниках своего плеера, его партнеры по номеру изображают гимнастические движения, переходящие в общую драку, когда все трое вцепляются друг другу в волосы. Предфинальный эпизод начинается как дуэт, к которому присоединяется сам Бартенев в характерном для него наряде из пестрых надувных пузырей с бахромой. Длинноволосый брутальный парень закрывает лицо партнерши своими патлами, выкрикивая рыком "Работать! Работать! Работать!.." Наконец, финал и, эпилог композиционно закольцовывается с "прологом", только вместо девушек выходят два парня в спортивной (спонсорской опять-таки) одежде и начинают играть в футбол, один посылает мяч в зал, другой успевает его перехватить и в ту же секунду гаснет свет.

Автора музыки, американского композитора Феликса Вентураса гением назвал тоже Бартенев, но если это и преувеличение, саундтрек действительно великолепный. Как и обещает аннотация, музыка отсылает к началу 20 века, но не только к названным Прокофьеву и Шостаковичу (к Прокофьеву 1910-1920-х годов, как мне показалось, в большей степени), но также, несомненно, и к Сати, и к современным минималистам, в частности, к Найману. Что неожиданно - в перформансе практически незадействовано никаким образом видео, но возможно, это обусловлено тем, что в окончательном варианте сам проект должен быть записан на камеру, и это, "первое действие", и предполагаемые остальные три, чтобы потом демонстрироваться одновременно и параллельно в четырех залах ММСИ. Не знаю, насколько получится эффектно - мне показалось, что перформанс, вопреки заявлениям, оговоркам, чуть ли не "извинениям" Бартенева, вышел в высшей степени театральным, и в музейном, выставочном варианте почти наверняка многое потеряется, так что смотреть его стоило именно сейчас, в "Открытой сцене".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments