Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Огни притона" реж. Александр Гордон

Александр Гарриевич с таким знанием дела рассуждает у себя в "Закрытом показе" за духовность и за художество, что сразу ясно - только дай ему снять свое кино, и всем покажет, всех удивит. Один раз уже, правда, пытался, и не так чтоб успешно, но сам признал - первый блин, мол, комом, зато научился и уж со второго захода точно все случиться. Но как и в случае с "Пастухом своих коров", в "Огнях притона" Гордон вдохновлялся сочинением собственного отца - может, дело и в этом, но явно не только. Формату "Закрытого показа" новый опус его ведущего определенно не соответствует, но первый час картины еще можно представить в вечернем телеэфире выходного дня, если только запикать "еб твою мать", однажды произнесенное героиней в сердцах, при том что всего лишь в дверь позвонили - хотя будни небольшого частного борделя во главе с Мамой Любой (Оксана Фандера), куда фарцовщик Валера (Евгений Цыганов) приводит ненароком 15-летнего очкарика-скрипача Аркашу, сына прокурора Заславского и бывшего Любкиного клиента (Богдан Ступка) по мастеровитости сильно уступает любой серии "Ликвидации", а одесский говор, используя фразы из анекдотов, актеры до того утрируют, как будто это Павел Пряжко написал пьесу на основе одесских анекдотов, а Гордон экранизировал ее в стилистике реалистической бытовой драмы. На втором часу начинатся что-то невообразимое - Любу, уставшую от бездуховности, тянет к корням и она отправляется к матери в колхоз, где ее готовы трудоустроить да хоть на должности завклубом, женщина-то она культурная, хоть и беспартийная, и без высшего образования. Но так далеко процесс "воскресения" Любы не заходит, в первый раз она возвращается из села с тепловым ударом, полученным на бахче, второй - с синяками от местного парня, которому не дала в предыдущий визит, за что схлопотала от него определение "блядина". Люба те мне менее полна энтузиазма, ремонтирует дом своей матери (Ада Роговцева0, расписывает наличники, между делом успевает спасти от верной гибели мальчика, чуть было не унесенного в море - но неблагодарные, включая и спасенного мальчика, поселяне, не дают прохода проститутке. А в городе тоже никакой жизни, Аркаша-прокурорыш - мутный, одна только радость - пляжный философ-алкоголик Адам (если не ошибаюсь, Алексей Левинский снимается в кино впервые, по крайней мере в главной роли - но герой слишком очевидно походит на сценариста и отца режиссера Гарри Гордона, только выглядит несколько менее опустившимся). Воспоминаниями о том как воевал и сидел в лагере Адам не ограничивается, он пророчествует о будущем - обещает, кто к 2000-му году... нет, не каждая семья будет жить в отдельной квартире, дело происходит в конце 1950-х, через двадцать лет коммунизм ожидается... - а обещает Адам, что к 2000-му году советская власть кончится, Америка всех накроет, и появится при капитализме многое, но мало что останется. Аркашу почему-то Адам сразу невзлюбил, назвал его нехорошими словами, в том числе "убийцей", при том что Аркаша никого в фильме не то что не убивает, но даже и не предает, по большому счету. Правда, Адам состоит на учете в психдиспансере, туда его, декламирующего стихи об окончании сеанса, под финал в очередной раз и забирают, Люба же, снова не прижившаяся в колхозе, вернувшаяся к себе в бардак и разогнавшая пьяную компанию из Валеры, Аркаши и девочек, ложится в кровать и занавеска на ветру застилает ей лицо - тут и делу конец, финал открытый, основные действующие лица выходят берегом моря на поклон.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments