Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Человек, который изменил все" реж. реж. Беннетт Миллер

Спортивная драма как отдельный поджанр в американском кино занимает непропорционально большое место. Понятно, что бейсбол для американцев - все равно что для русских пьянство и людоедство, устойчивая национальная традиция, но если футбол я хотя бы теоретически себе представляю, то с бейсболом совсем плохо, они там слова такие употребляют, каких я и не слыхивал отродясь. Главную роль, правда, играет Брэд Питт, сморщивший свою конфетную физиономию для большего сходства с Мелом Гибсоном или даже Клинтом Иствудом, обычно выступающих в подобном амплуа. Его герой - генеральный менеджер оклендской бейсбольной команды, которая проигрывает, а должна выигрывать. Поэтому вдохновленный исследованиями жирного не по молодым своим годам выпускника экономического факультета Йейля, менеджер начинает формировать команду в соответствии с формальными статистическими данными, вопреки устоявшимся традициям и мнением практикующих тренеров. Старшего тренера играет Филипп Сеймур Хоффман, но хотя его и обрили для этой роли наголо, в этом образе можно представить кого угодно, Джона Хилл, разжиревший уже до того, что лопнет в любую минуту, в новом для себя имидже запакованного в пиджак ботана куда как неожиданнее и убедительнее. Питт все время жрет в кадре или жует жвачку, совсем как Джош Бролин в роли Буша-младшего у Стоуна, но Бролин у Стоуна жрет, чтобы лишний раз вызывать к Бушу отвращение у всего прогрессивного человечества, а Питт - чтобы подчеркнуть "народность" характера, его простоту, так сказать.

Но меня смущает не кастинг, а тот пафос, с каким подается история бейсбольной команды - можно подумать, речь идет о победе в войне с нацистами или русскими, а не о каком-то гребаном спорте. И мало того - почему-то технократизм в биржевой деятельности еще со времен первой части "Уолл-стрит" упомянутого Стоуна подвергается в американском кино (экономическая драма наряду с судебной драмой - тоже особые и невероятно разработанные в Голливуде поджанры) остракизму, а в эпоху кризиса особенно, но тот же самый подход в спорте - чисто механический, статистический - поднимается на щит и воспринимается чуть ли не как "новая философия", да и не "чуть", а прямо так и говорится, "философия бейсбола" - хотя какая может быть у бейсбола "философия"? Посчитать, сколько раз тот или иной игрок "занял базу" (я не представляю, что это значит, и мне неинтересно - но для бейсбола, видимо, что-то хорошее и важное), и того, кто чаще берет, купить, а кто реже - продать или выгнать - это вот и есть "философия"? Да с такой философией применительно к экономике давно бы уже не было бы в природе никаких "развивающихся стран", но ведь либералам этого меньше всего хочется, а в спорте, значит, все средства хороши, победа любой ценой.

Вппрчем, кино - только о спорте, ни о чем кроме, никакого выхода на темы более широкие. У Клинта Иствуда в "Непокоренном" вроде бы про футбол речь, и тоже, кстати, про методику формирования команд в том числе, но на самом-то деле - совсем про другое, и вот "Непокоренного" действительно можно было назвать: "Человек, который изменил все". А у Беннета Миллера выходит, что бейсбол - это и есть "наше все".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments