Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

AES+F "Allegoria sacra" в Мультимедиа арт музее

Как-то раз дядя Федор пожаловался, что видеарт никому не нужен - не в том смысле, что публике неинтересен, просто он плохо котируется на арт-рынке, не покупает его никто. Но если то, что видеоарт предлагает обычно, и в самом деле за три копейки в базарный день не уйдет, то "Allegoria sacra" лично я хотел бы иметь у себя дома - правда, для начала я хотел бы иметь такой дом, где можно было бы разместить эту 6-экранную видеопанораму, и желательно, конечно, на Остоженке по меньшей мере, а еще лучше... Впрочем, работы группы AES+F скорее подавляют, а не возбуждают мечты о лучшем будущем. Это касалось и предыдущего "Пира Тримальхиона", который восхитил меня год назад в "Гараже":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1798980.html?nc=3#comments

и нынешней "Аллегории", представляющей собой как бы третью часть проекта, посвященного Аду, Раю и Чистилищу. В "Пире" образ современного рая воплощался в фешенебельном курорте широкого, пляжно-горнолыжного профиля, в "Аллегории" современное чистилище воплощает зал ожидания международного аэропорта. Взлетно-посадочные полосы завалены снегом, из-под которого торчат неподвижные авиалайнеры. Пассажиры отложенных (а точнее, как практически с самого начала становится ясно, навсегда отмененных) рейсов скучают, засыпают, видят сны. Эти сны перетекают друг в друга. Большая группа азиатов в одинаковых офисных костюмах и даже воду из пластиковых стаканчиков пьющих синхронно оказывается на ледяном катке, в который превратился замерзший аэродром, и, полуобнаженные, они исполняют под музыку Чайковского балет на льду с лопатками для чистки снега в руках. А чернокожий проповедник, прикорнувший голова к голове с юным скинхедом, вооруженым бейсбольной битой, грезит о Святом Себастьяне, с закатанными выше колен волосатых ног штанами, тоже, как полагается, полуобнаженном, прекрасном, юном, пронзенном стрелами.

Святой Себастьян и некоторые другие образы, в частности, кентавр (Данила Поляков), которого проповеднику во сне, в отличие от святого Себастьяна, удается оседлать, напрямую пришли в видеоинсталляцию с полотна Джованни Беллини, давшего название проекту (его репродукцию, точнее, фотопроекцию - оригинал во Флоренции, а где ж ему еще висеть - можно увидеть при входе в зал), другие - порождение уже нашего времени, например, зрелых лет гей-пара со светловолосыми девочками-близняшками на поруках (моделями для персонажей-гомосексуалистов послужили Андрей Руденский и Андрей Харитонов, причем Руденский участвовал и в "Пире Тримальхиона"), тот же скинхед, умирающий на каталке старик в кислородной маске (это актер Борис Романов), арабы и евреи, индусы и негры, также с наибольшим трудом вписывающийся в обстановку аэровокзала бородач с мечом в шлеме с забралом из оргстекла, и, помимо антропоморфных фигур, здоровенная сороконожка, ползающая по детским головкам. Их сны проникают друг в друга, происходит диффузия разных типов сознания и подсознания, по сновидческой логике летящий аэробус приобретает вид китайского дракона, падает в песках, между пассажирами завязывается бой на мечах, летят и вовращаются обратно в зал ожидания аэропорта отрубленные головы.

Если бы передо мной встала задача на одном-единственном примере объяснить кому-нибудь, что такое видеоарт, ну точнее, что я сам понимают под видеоартом - я бы показал "Аллегорию" (или "Пир..." - а первую часть трилогии, "Последнюю битву", я и сам, увы, не видел - с Остоженки пошел в Третьяковку на Крымском валу, встретил там Бавильского на вернисаже и он мне говорил, что первая была самой изобретательной, а вторая и в особенности третья - уже в меньшей степени, но мне кажется, "Аллегория" в чем-то тоньше, осмысленнее "Пира"). Это не кино, не анимация, хотя оцифрованные изображения живут на экране и их действия составляют если не "сюжет" в прямом смысле слова, то определенную последовательность событий со своей внутренней логикой развития. В то же время, как и любое классическое произведение изобразительного искусства, "Аллегория сакра" не ставит зрителя в заранее определенные рамки: 40-минутное видео можно смотреть целиком или частично, с начала или с середины, один раз или сколько угодно. (Лучше все-таки от начала до конца, мне в этом смысле повезло, я просмотрел три раза, удачно попав на самые первые "кадры" - мне на входе пытались втюхать льготный билет за 20 рублей, и пока я канючил, чтоб пустили бесплатно, аккурат и поспел). Концептуальность тут не отменяет повествовательности, и весьма вероятно, что это та самая "литературность", о тяготении к которой российского современного искусства толковал пару дней назад Марат Гельман во "Временно доступен".

Конечно, то, что делают AES+F - на грани кича, но именно на грани. Можно говорить о том, что они коммерческие, попсовые, салонные, если уместно сочетание "салонный видеоарт". Тем не менее если современное искусство способно не только забавлять (а это еще в лучшем случае), но и вызывать эмоции, близкие к эйфории, чтоб не сказать, впадая в пафос, к катарсису - то вот он, уникальный тому пример. "Аллегория" обладает принципиальными для всякого произведения искусства, но редкими для искусства современного, взаимодополняющими качествами: она внятная - и вместе с тем неодномерная, неоднозначная. В ней присутствует, а как иначе, и ирония, но глубоко в подтексте, без псевдоинтеллектуальных подмигиваний, без интеллигентских фиг в карманах, без хамского хихиканья. Кстати, в технике, очень сходной с той, в которой работают AES+F, выполнен пролог к "Меланхолии" Триера. И музыка здесь тоже играет особую роль. Как у Бетховена в "Пире", так у Шопена, Шуберта, Геделя, Чайковского и Вивальди в "Аллегории" соавтор постоянный - Павел Карманов. Сочиненная им музыкальная партитура из повторяющихся, варьирующихся, по-разному аранжированных и обязательно узнаваемых финала 6-й, Патетической симфонии Чайковского, музыки Шуберта (Der Leiermann), в свое время использованной Бергманом в фильме "В присутствии клоуна" (о чем авторы проекта не могли не знать и что, вероятно, тоже держали в голове) и особенно марша из сонаты Шопена, по востребованности в повседневной жизни опережающего даже марш Мендельсона, под которую медлительно, меланхолично, медитативно разворачивается универсальная картина современного мира, отталкиваясь от банальной ситуации задержанного в силу неблагоприятных метеоусловий вылета к сюрреалистической фантасмагории, перемещающей действие из пустыни в тропический лес, куда на незадачливых пассажиров снисходит "благодать" в виде трех девушек-"ангелов", спускающихся на летающей тарелке, и сопровождающих их чернокожих людоедов, чьи тела разрисованы костями человеческого скелета. Белые девушки и черные людоеды появляются в самом начала, в прологе, поверх облаков, и затем спускаются на землю, чтобы полумертвый старик чудесным образом преобразился в гибрид младенца и насекомого - человеческого детеныша с раздвоенным хвостом сороконожки. Снег, мешавший вылету рейсов по расписанию, тает, превращая каток в поток, уносящий на закат к горизонту ставшие кораблями самолеты, и тот, что в виде дракона, в том числе, и даже "ангельскую" летающую тарелку.

Не знаю, как бы я, если б сие произведение и впрямь украшало мой домашний интерьер, реагировал на него ежедневно, но при первом просмотре я оторопел (хотя в формате, в стилистике работы для меня по сравнению с "Пиром Тримальхиона" не было ничего нового), на втором мне в какие-то моменты делалось смешно, а в третий раз я уже не вспоминал про первые два, и разве что болтливые и при этом глухие старухи, которых в Мультимедиа арт музее отчего-то полно (зачем старухам видеоарт? шли бы на Шилова!), да еще несколько навязчивый продакт плейсмент (но рекламируют бутилированную питьевую воду - опять же концептуально, всякое лыко в строку) не позволяли окончательно забыть, что я нахожусь пока еще по эту, а не по ту сторону экрана. Хотя подобно тому, как в "Аллегории", а до этого в "Пире" всех смывало потоком воды, так и наш мир в ближайшем будущем полетит к черту - только пока что вылет задерживается.

Может и не стоило распыляться, но такова уж моя гнусная натура, что всего ей недостает. Параллельно в музее проходит выставка современного, то есть второй половины 20 века, итальянского искусства - мало мне было этого дерьма в Италии! И если уж речь зашла про дерьмо, пожалуйста, видное место в экспозиции занимает произведение , и не единичное, а из серии однородных, под названием "Дерьмо художника" Пьеро Мандзони, соответствующим образом пронумерованое (01 - стало быть, первосортное, первоочередное дерьмо), датированое 1961 годом (то есть еще и 50-летней выдержки дерьмо), представляющее собой круглую коробочку, помещенную под стеклянный колпак. Ладно, к дерьму, которое само себя называет дерьмом, можно отнестись снисходительно, с юмором даже. Но вот "Чудо-подиум" того же автора и того же 1961 года (одногодки с дерьмом): усеченная пирамидка с отпечатками ступней. В таком контексте Лучо Фонтана с его прорезанными холстами - старый друг, лучше новых двух, по крайней мере, узнаваемый "почерк", а прорези вроде разные. Оптические эффекты от Альберто Бьяри - "Динамический рельеф", "Видимая динамика", занимающая отдельный закуток механическая конструкция, разлагающая стеклянными призмами лучи света - самое занимательное (относительно прочего), что можно обнаружить среди однотипных абстракций, подписанных разными именами. И на всех этажах музея сверху донизу - фотографии Альберто Гарсиа-Аликса, в огромном количестве. Что-то выделяется, бросается в глаза - но не от хорошей жизни: "Автопортрет. Мое женское начало" (2002) - в платье, открывающем волосатые руки в тату с браслетами-цепями на запястьях; "Голубой ангел" - мужчина с волосатой спиной в развороте Марлен Дитрих из одноименного фильма; ну а "Автопортрет. Маленькая история любви", где уже узнаваемая волосатая рука держит кончиками пальцев использованный презерватив - это уже пошлятина похлеще шиловских митрополитов.

В подвальных залах выставлены работы из школы Родченко, но на них и подавно время тратить жаль. Притормозил у "Звезды говорят" Василия Кленина - как понял из описания, "звездным" персонажам (их четверо - Андрей Макаревич, Филипп Киркоров, Максим Галкин и Никита Михалков, причем Михалкову большого экрана не досталось, а из трех остальных по фамилии назван только Макаревич, а Киркоров и Галкин фигурируют просто как Филипп и Максим) вкладывают в уста реплики посетителей определенного интернет-форума, но в чем прикол - я, потыкавшись в экран, не сообразил, наверное, это для более продвинутых пользователей. А проект Олега Кулика "911" я сразу и не нашел, только после подсказки я догадался стать на первом этаже напротив лифта и взглянуть вверх, в лестничный проем - в нем на разной высоте сверху "падали" (то есть свисали) оплавленные человеческие фигурки из стекла. Не бог весть какая находка, и реализация сомнительная, но это единственное, что каким-то образом можно было соотнести с "Аллегорией", с ее гламурной, кичевой, но при этом абсолютно убедительной апокалиптикой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments