Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Дидона и Орфей: Диана Вишнева, "Звезды балета 21 века" в ГКД

Прошлогодние "звезды" были роскошные, грандиозные, и ажиотаж вокруг них был оправдан на сто процентов:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1829087.html?mode=reply

В этом году не было ни ажиотажа, ни звезд особых - а все-таки я подивился полупустому залу. Рассчитывал на две разные программы в течение двух дней, но помимо первого одноактного балета, дивертисмент второго отделения также повторяется отчасти, по меньшей мере три номера общие, так что не уверен, что есть смысл тратить два вечера на одно и то же. При том что, безусловно, внимания мероприятие заслуживало.

"Новая работа Эдуарда Лока" не из числа обычных "одноактных балетов" уже потому, что такие балеты, как правило, "тянут" минут на пятнадцать, двадцать, ну полчаса, три четверти часа от силы. Час двадцать - это очень много для такого рода сочинения, которое явно выиграло бы при продолжительности раза в четыре по меньше мере короче. Артисты канадской труппы "La La La Human Steps" и солирующая Диана Вишнева работают в полутьме (фотографы в антракте проклинали постановщика последними словами, да и некоторые зрители тоже), в лучах прожекторов или даже между ними, мимика при таком раскладе полностью из выразительных средств выключается, ногам, даром что танцовщики на пуантах, уделяется не слишком много внимания, тем более, что на исполнительницах черные трико и брюки на парнях, при подобном подходе к освещению их почти не видно, остаются руки и, у мужчин, обнаженные торсы - на движения рук в основном и сделан акцент. Однако в действе, помимо танца, масса других примочек, начиная с инструментального ансамбля на сцене, полубарочного-полуджазового: скрипка, виолончель, саксофон и рояль, исполняющие адаптированный и актуализированный микс из "Дидоны и Энея" Перселла и "Орфея" Глюка, сдобренный шумами и диссонансами. Время от времени спускаются и поднимаются конструкции из деревянных реек, напоминающие фасад церковного органа - органная партия в саундтреке, частично живом, но частично и фонограммном, пунктирно также присутствует. А еще два продолговатых видеоэкрана с изображениями женщин разного возраста - на разных экранах присутствая, они вроде как взаимодействуют, тут же, благо дамы в кадре по пояс, дело касается не только жестов, но и мимики, взгляда. Потом портретные избражения сменяются непонятным фантастическим пейзажем, то ли инопланетным, то ли вулканическим - нечто вроде "ока Саурона", короче, к чему это здесь - я не знаю. Отталкиваться от характера музыки и пытаться, как предлагают создатели, искать в происходящем параллели с сюжетами мифов о Дидоне и Энее или в равной степени Орфее и Эвредике - дело дохлое, отсыл к ним не проясняет, а затуманивает концепцию балета, служит скорее для отвода глаз. А хореография, постфорсайтовского плана, то есть такая, которая мне больше всего в современном танце интересна, сама по себе увлекательная, только на протяжении 80 минут (немыслимый хронометраж для подобного рода опуса!) успевает надоесть и утомить.

Но вот, скажем, "Херман Шмерман", па де де из которого танцевали во втором отделении Лопатин и Осипова, всего-то длится около четверти часа, то есть фрагмент в сборном концерте представлял собой едва ли не больше половины от спектакля - ну и зачем размазывать, если можно высказаться сосредоточенно и внятно? У Форсайта и "Впечатляя царя", лучший спектакль в жанре современного танца из виденных мной когда-либо, включая и записи (а его, по счастью, можно было наблюдать в Москве воочию сравнительно недавно) - два часа с тремя антрактами. Нет, на 80 минут растягивать в новой работе Лока - а это как бы мировая премьера - нечего. Еще во втором отделении Настя Винокур с Даниилом Симкиным (все-таки в этом году я его снова увидел - не в программе АВТ, так теперь) станцевали, открыв дивертисмент, симпатичный, но ничем особенно не примечательный романтический дуэт «Transparente», Жюльен Фавро и Катерина Шалкина - дуэт из "Ромео и Джульетты" Бежара на музыку Берлиоза, тоже без особого успеха, а финальный дуэт из "Онегина" Джона Крэнко (Татьяна получает письмо и Онегин приходит для последнего объяснения) мне показался совсем уж неинтересным. "Потерянное сердце" Начо Дуато, которое раньше танцевала Захарова с Меркурьевым, показали Лунькина с Сарафановым, но мне они понравились, дуэт из "Парка" Прельжокажа с участием Малахова (тот же самый, с поцелуем в кружении) я уже видел в программе "Бенуа де ла данс" весной. Самые эффектные номера - "Медитация" из "Иллюзий на "Лебединое озеро" Ноймайера (Элен Буше и Тьяго Бордин - чудесные) и совсем иного плана в хореографическом аспекте, с элементами акробатики, но в чем-то похожий на "Медитацию" дуэт Алисии Аматриэн и Джейсона Райли из балета Джеральда Арпино "Легкий дождь" с участием Люсии Лакарра и Марлона Дино. То есть программа вроде как насыщенная, разнообразная и на уровне. Но по общим ощущениям - никакого сравнения с прошлым годом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments