Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Васса Железнова" М.Горького в МХАТе им. М.Горького, реж. Борис Щедрин

Некоторое время назад, довольно давно уже, знакомые попросили меня помочь им с пригласительными во МХАТ им. Горького - на любой спектакль, лишь бы с участием Дорониной. Я поинтересовался в недоумении - а эти мои знакомые в театр вообще никогда не ходят - зачем им столь сомнительное удовольствие, как поход в доронинский МХАТ - а мне объяснили: ну как же, Доронина умрет скоро, хочется увидеть ее, пока не поздно.

Кто скорее умрет - еще неизвестно, и на свой личный счет я даже не сомневаюсь, а такие, как Доронина, живут долго и практически во всех смыслах вечно. Тем не менее я после того случая и сам засобирался во МХАТ им. Горького. Был там, впрочем, относительно недавно - но на "Мастере и Маргарите" Беляковича, от Беляковича меня, соответственно, и приглашали, а Доронина и близко не стояла. Саму же Татьяну Васильевну я также наблюдал воочию недавно, на прошлогоднем юбилее Армена Джигарханяна, где она, поздравляя своего бывшего многолетнего партнера по театру им. Маяковского, не преминула отметить его "преданное служение единственно верному психологическому методу". Однако в полноценном (ну хотя бы по формальным признакам) театральном спектакле Доронину я видел последний раз примерно пятнадцать лет назад. Естественно, в "Старой актрисе на роль жены Достоевского" Радзинского в постановке Виктюка. Зрелище уже и тогда смотрелось, мягко говоря, жалко, как выглядит сегодня, а спектакль вроде бы в репертуаре держится, и не представляю.

Зато теперь я точно и не понаслышке знаю, что из себя представляет ныне Доронина-актриса. Когда Щедрин (средней руки режиссер, работающий на обочине театрального процесса и предпочитающий иметь дело со стариками - он ставил, в частности "Дядюшкин сон" с Зельдиным в "Модерне") выпустил "Вассу", даже более-менее лояльная к доронинскому МХАТу и допущенная официально к просмотру его продукции пресса - то есть весьма немногочисленная и скромная по охвату читателей - писала в том приблизительно духе, что если и стоит смотреть премьеру, то исключительно ради Татьяны Дорониной. На деле, чего я, признаться, не ожидал, как раз в целом постановка не такая уж ужасная. То есть она ужасная, но не ужаснее, чем можно себе нафантазировать - обычный, глубоко провинциальный спектакль, где герои, чтобы зритель не уснул на диалогах, бестолково ходят туда-сюда по сцене, звучит в качестве лейтмотива ария из "Искателя жемчуга" как бы с граммофонной пластинки, которую время от времени заводят и переставляют, а в финале юродивая Железнова-младшая на фоне распахнутого задника с видом на Волгу, воздев руки, кричит: "Мама!" - ничего, короче, особенного. Артисты - ну тоже обычные глубоко провинциальные, даром что играют на Тверском бульваре, артисты, за редким исключением - не позорные, разве что Сергей Железнов (Юрий Горобец) должен быть здоровый, иначе к чему его травить, а он еле дышит, едва говорит и ходит с еще большим трудом, чем доронинская Васса, а брат Прохор (Александр Самойлов) с накладными усами, наоборот, ведет себя как опереточный гусар, и сцена с песнями и плясками под самодеятельный ВИА, когда Прохор сидит за роялем, Ната бьет в бубен, Людочка бренчит на балалайке, а Пятеркин (Максим Дахненко) сначала аккомпанирует на гитаре романсу "Птичка божия", а потом пускается вприсядку под "Барыню" - это чистый трэш, но в остальном - стандартная шняга в духе давным-давно выродившегося канона, идущего от МХАТа 1950-х годов.

Самое ужасное в спектакле - увы, Доронина. Вид у нее - буквально "краше в гроб кладут", штукатурка с лица вот-вот начнет отваливаться кусками. Впрочем, трудности в связи с Вассой у Дорониной не только внешнего порядка. Васса Железнова с точки зрения сегодняшнего дня - в принципе интересный феномен, ведь для Горького она хоть и крупная фигура, но, как и Егор Булычов, "динозавр", обреченный на вымирание. А Доронина не просто декларирует, она старательно следует советской традиции в понимании характера Вассы. В то же время православно-монархический крен, который дала в последние двадцать пять лет коммуно-фашистская идеология, а Доронина и ей по сей день беззаветно верна (уж если не сломалась в 90-е, когда предоставляла свой театр под такие политические мероприятия, что куда там рок-концертам...), предполагает в Вассе защитницу "нравственности", "духовности" и прочих "ценностей" - вот и вертись, осуждай и оправдывай, воспевай и бичуй одновременно. Для Горького главное преступление Вассы - то, что она не отдает внука его матери, еврейке-революционерке Рашели. Для Дорониной этот поступок - лучшее, что она видит в своей героине, то, что способно реабилитировать ее за прочие грехи, а вовсе не страшнейший из грехов - ведь бабка спасает ребенка от искуса жидовского. Само собой, тут много и личного для Дорониной - Васса говорит, что пятнадцать лет везет этот воз ради детей, Доронина свой "воз" дольше везет и бросать не собирается. И если пятнадцать лет назад, когда я смотрел "Старую актрису на роль жены Достоевского", ее можно было пожалеть, то теперь остается жалеть только о тех, кто у нее в "пристяжных", и еще о том, как бездарно используется большая театральная сцене в центре Москвы. Сегодняшняя Доронина - не руины (руины могут быть живописными, приятными для глаза и романтических прогулок, в руинах порой культурной и художественной ценности больше, чем в новоделах), уже и не призрак даже, не тень прежней, великой Дорониной, Доронина сегодня - это зомби. Она и выглядит как зомби, и ведет себя как зомби.

Особенно жутко становится уже после окончания спектакля, на торжественной церемонии раздачи цветов. Доронина выходит на поклоны и объявляет, что спектакль - дело коллективное. Публика уже частью разошлась, частью нахлопалась и готова расходиться окончательно, но шоу продолжается. Цветы Дорониной дарят, огромные букеты в том числе, и немало (один букет, кстати, вынес из-за кулис Сергей Арцибашев - это жжж неспроста...), и не только цветы - конфеты, другие подношения, а на сей раз еще и связку воздушных шариков в виде сердечек преподнесли. Все это - и цветы, и, открывая коробки, конфеты, что уже просто полный привет - Татьяна Васильевна начинает прилюдно распределять между актерами, "игриво", подолгу, со смешками и прибаутками, выбирая, кому что достанется. Продолжается этот ритуал - а такое, я знаю, творится всякий раз, когда она сама выходит на сцену - по четверти часа и долее. Самые стойкие зрители терпят и из последних сил хлопают, но в основном остаются смеха ради. Да и приходят больше из тех же соображений, с которых я начал - [на говорящую собачку] на живую Доронину посмотреть. Как в зоопарк, то есть. Который на поклонах превращается в зооцирк. Ну так и ходит соответствующий контингент: полуживые старухи, геи от 25 до 40 лет поодиночке и парами, мамаши и бабки с дитями - для зоопарка нормально.

Я сам когда зашел в театр и увидел, что в день открытия сезона на спектакле с участием Дорониной совсем немного посетителей, испугался, что вечер потратил зря - наверное, заменили главную актрису (в прошлом году Доронина полгода не играла сама, правда, вместо нее никого не вводили, просто шел другой репертуар). В неполном зале мои подозрения усилились. Но раскрылся занавес, через минуту после начала под аплодисменты вышла Доронина - и я успокоился: с гвоздем программы я не ошибся, а все остальное уже неважно.

А мои знакомые тогда так и не сходили до сих пор на живую Доронину - в тот вечер, на который я их устроил, подвернулся какой-то сборный концерт в "Олимпийском".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments