Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Лабиринты" реж. Рене Манзор

Сколько французских фильмов идет в прокате (во Франции, наверное, их столько не идет), сколько специализированных фестивалей французского и франкоязычного кино в Москве - а этого фильма, если я ничего не пропустил, не было нигде, и всплыл он только на канале "Столица". Допустим, картина сама по себе - посредственная, но в главных ролях Сильви Тестю, Ламбер Вильсон и Фредерик Диффенталь! Причем образ психопата-андрогина, который создает Тестю - высший пилотаж актерской техники, на грани чуда! Тестю - безусловно, самая выдающаяся на текущий момент франкоговорящая (а в в других фильмах она не снимается пока) актриса, но даже для нее "Лабиринты" - ни с чем не сравнимая работа.

"Лабиринтами", впрочем, они оказались в переводе, а в оригинали были "Dedales", хотя это не принципиально, заглавие так или иначе отсылает к мифу о Минотавре. Главный герой/героиня - серийный убийца неопределенного пола по имени Клод, в котором живут несколько личностей, обозначенных как персонажи мифа о Тезее: Минотавр, Дедал, Ариадна и т.д. Сама по себе завязка - слишком банальная для такого рода кино: ребенок родился в результате изнасилования, мать, и любя его, и стыдясь, держала в подвале на привязи, сама при этом будучи агрессивной психопаткой, а после того, как она умерла, Клод обнаружил в себе собственного "минотавра", которому потребовались жертвы - по семь мужчин и семь женщин за год. Жертв он/она определял, бросая кости, спонтанно, и приходя в себя, то есть возвращаясь к исходной ипостаси, будто бы не помнил ничего из того, что натворил. В ожидании суда Клод пребывает в психушке, где в течение трех месяцев проходит курс психотерапии. Параллельно рассказывается предыстория ареста, расследования и поисков убийцы.

Психиатра играет Ламбер Вильсон, следователя - Фредерик Диффенталь, и достаточно знать, как устроен жанр психоаналитического триллера, чтобы догадаться через полчаса после начала, что и тот, и другой - суть альтернативные личности главного героя/героини, то есть Тестю, Диффенталь и Вильсон тоже играют одного и того же персонажа. Причем если Вильсон, выступающий здесь еще и в качестве рассказчика, ничем особенным себя не проявляет, то Диффенталь, востребованный французским кинематографом в совершенно ином обычно качестве, здесь раскрывается как мощный драматический актер. Ну а Тестю с ее вроде бы невзрачным, но пластилиновым лицом на самом деле создает образ существа, чей пол и возраст определить невозможно. В фильме есть эпизод, где Клод совершает убийство контролеров в вагоне поезда, свидетелем чему, помимо прочих, становится слепой, и на допросе слепой свидетель показывает, что слышал не одного, а трех людей: мужчину, женщину и ребенка (Тезей в этом нехитром раскладе, без затей иллюстрирующем фрейдистское, точнеее, неофрейдистское представление о структуре личности - 7-летний мальчик), но даже если смотреть во все глаза, то действительно в персонаже Тестю временами проявляется и доминирует то мужская ипостась, то женская, то детская, и это настолько наглядно, настолько убедительно, что вызывает настоящее изумление и заставляет забыть о вторичности сценария и режиссерских претензиях.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment