Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Открытка" реж. Канэто Синдо (33-й ММКФ)

С трудом различаю азиатские лица, но похоже, все-таки, что три года назад, когда во внеконкурсной программе ММКФ показывали новый на тот момент фильм Синдо "Учитель и трое учеников", в нем действительно, как я и предположил тогда, играла та же актриса, что получила приз за лучшую женскую роль в конкурсной "Сове" Синдо за несколько лет до того:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1164911.html?mode=reply

Поскольку она же, если я все-таки не обознался (а это запросто) играет главную роль в "Открытке", переходя, таким образом, из одной картины Синдо в другую. "Открытка" - Фильм удивительный, и вовсе не тем, что режиссеру скоро сто лет - буквально, он 1912 года рождения. Простой предельно и по драматургии, и по образно-символическому ряду: в роте уборщиков при синтоистской секте служили два товарища, потом по жребию одного отправили воевать на Филлипины и он погиб на торпедированном корабле, не доплыв до места, а второго определили отмывать эстрадный театр, предназначенный для размещения японских пилотов, и он таким образом спасся, один из немногих; перед этим первый сослуживец отдал второму, своему соседу по койке, открытку своей жены - отвечать ей не стал, военная цензура все равно вымарала бы самое важное, а просто попросил, после того, как его убьют, вернуть жене открытку и сказать, что он ее получил; тем временем жена после известия о гибели мужа выходит по просьбе свекра и свекрови за его младшего брата, но и того, призвав на войну, убивают; свекор умер от горя, свекровь повесилась, и одинокая нищая вдова осталась одна - до тех пор, пока сослуживец погибшего мужа не вспомнил про открытку; а вспомнил не сразу, потому что вернувшись с войны домой, обнаружил, что его собственная жена сбежала с его же родным отцом, с которым сошлась в отсутствие супруга; предав "молодых" проклятию, пожелав им счастья и пригрозив бывшей жене, что убьет ее, если она бросит отца, выживший решает эмигрировать в Бразилию, но перед отъездом исполнить обещание, данное другу; его визит вопреки местному чиновнику, склоняющему вдову к сожительству, оборачивается неожиданным счастьем - вместо переезда в Бразилию мужчина остается с вдовой друга, он для нее будет третьим мужем, она для него - второй женой, и кто знает, что из этого получится, но спалив по случаю отъезда старый дом, они начинают жизнь заново, засеяв поле пшеницей и пожиная первые урожаи.

Сначала я думал, что посмотрю с полчаса и пойду в "Октябрь" на "Маменькиных сынков" Феллини, которых никогда раньше не видел. Но остался до конца, и не ради, конечно, сюжета, хотя к чему ведет Синдо свою историю, ей-богу, еще за две минуты до финала неясно, может все кончится плохо (женщина едва не погибает на пожаре), а может и хорошо. Трагическая, в сущности, история, с откровенным, но плоским на первый взгляд антимилитаристским пафосом, только ближе к концу выруливает, но совершенно органично, к просвету, при том с хорошим юмором: гость влезает в драку с чиновником и побивает его, тот вынужден провожать парочку в Бразилию, ради чего наряжается драконом и исполняет ритуальный танец, а в итоге никто никуда не едет и главные герои едва не погибают, а все-таки у них дела налаживаются. Вот так и в немудреной вроде бы "Сове" героини, мать и дочь, только и делали, что, пробавляясь любительской проституцией, травили и обирали клиентов - а фильм помнится и восемь лет спустя. Фильмы вообще делятся не на длинные и короткие, не на сложные и простые, и даже не на интересные и скучные - они делятся на запоминающиеся и забывающиеся. И очень часто кино, которое смотрится с упоением, через два-три месяца и не вспомнишь уже. "Сову" я помню в деталях, хотя с того года, когда она участвовала в конкурсе ММКФ и я смотрел ее на пресс-показе, тогда проходившем в "Пушкинском", ни разу даже частично не пересматривал.

Совсем не будучи специалистом в этих делах, я предполагаю, что завязка на синтоистскую секту неслучайна и многое в картине определяет по существу: синтоизм предполагает, если ничего не путаю, поклонение предкам и умершим, так что героиня, постоянно сосуществующая с памятью о двух мужьях и их родителях, не просто не может освободиться от тягостных воспоминаний, как это было бы в аналогичной ситуации с эмансипированной западной женщиной, она связана вполне конкретными и практически непререкаемыми обязательствами. И свое новое будущее она тоже соотносит с тем, как бы взглянул на ее планы бывший муж, по крайней мере, первый из двух братьев, уж второй-то ладно. Так что ее готовность отбросить сомнения и заново связать себя с очередным мужчиной - не просто житейский, но и религиозно-философский выбор. А оптимизм режиссера в данном случае не так уж и предсказуем в контексте традиционных для него воззрений, как может показаться на "легкомысленный" взгляд со стороны. Впрочем, дожив до 100 лет, художник, наверное, имеет право смотреть на мир и на человека оптимистично и полагать, что никогда не поздно начать жизнь с чистого листа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments