Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева в Детском музыкальном театре им. Н.Сац, реж. Георгий Исаакян

Я бывал в театре Сац на спектаклях Виктюка, смотрел здесь "Упавшего с неба" Геликон-оперы, балеты какие-то - но никогда в жизни не видел ни одного репертуарного спектакля, и даже в голову не приходило. Не только мне и не без оснований. Исаакян взвалил на себя ношу, которая кажется неподъемной, мало того, взялся не за самодеятельный мюзикл-утренник, а за партитуру, с которой едва справляются Большой и Мариинка. Впрочем, последняя "Любовь к трем апельсинам" в "Геликон-опере" вышла на редкость удачной, в Мариинском, где ее ставил Ален Маратра, спектакль тоже был симпатичный, постановка Питера Устинова в Большом мне в свое время не понравилась - и на этом фоне премьера театра Сац, как ни странно, не теряется, если говорить о режиссерском решении. Про музыкальное качество лучше молчать, тем более, что я был на прогоне, и как мне сказали, на худшем из возможных составов (в основном принца поет молодой солист, лауреат и т.д., а у нас в партии Принца выступал старый крашеный дяденька), добрые слова заслужили разве что дирижер и исполнительниа партии Морганы. А постановка интересная, осмысленная, причем именно с учетом обстоятельств.

В левой технической ложе - детская комната, где спит больной ребенок, и сказочная история о захандрившем Принце разыгрывается на сцене параллельно, а правая ложа отдана царству Морганы. Все это, осознанно или нет, отсылает к мхатовской "Синей птице", а тут уже прямая связь с фамилией Сац. Может быть, суеты многовато - артисты бегают по залу (но у Маратра тоже бегают, только без всякого смысла, забавы ради), а дети в зале беснуются, носятся туда-сюда вперемежку с артистами (иногда невозможно понять, где кто), со всей дури хлопают в такт гениальному прокофьевскому маршу (Олег Кленин, и здесь успевший напродюсировать - тоже в ужасе) и пытаются вступить с персонажами в диалог, как на "елке".

Зачем детей водят на оперу (и вообще в театр) - я никогда не понимал (да зачем их вообще рожают?! они ведь такие мерзкие...), но зачем нужно было ставить Прокофьева в театре Сац - я понимаю: чтобы хоть как-то встряхнуть это болото. Болото, правда, в одночасье не превращается в чистое озеро, а пока что булькает пузырями. Когда перед началом спектакля на сцену вышла бабка и стала скрипучим голосом говорить всякие благоглупости, безумная фея сказала: это же Сац! И как ни странно, угадала - действительно Сац, только не Наталья Ильинична, конечно, а Роксана Николаевна. Все равно - привидение из прошлого века (а после антракта публику еще и ожидает ее второе пришествие) совсем не вписывается в контекст современной постановки, где все построено на развитии образов.

В путешествие за апельсинами отправляется уже не просто выздоровевший, но и подросший мальчик, детские забавы остались позади, при том что испытания с принцессами все равно и сказочные, и юморные, а кухня, с которой Принц и Труффальдино похищают надувные шарики-апельсины - гигантская, стол - во всю высоту сценической коробки, стул - в соответствии с масштабом, кухарка обозначена проволочным каркасом, а поющий ее артист нависает над столом сверху. В спектакле много и чисто цирковых приемов - в частности, имитация фокуса с распиливанием тела в ящике, которым в первом действии развлекают Принца. В результате всеобщее веселье воцаряется под марш и аплодисменты в такт ему - засидевшиеся маленькие монстры отрываются уже на всю катушку. Если бы я ставил "Любовь к трем апельсинам", у меня действие происходило бы в детском хосписе и в конце принц умирал бы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments