Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Палата номер супер 8

День поначалу дождливый, а под конец душный, провел в "Пионере" - два фильма подряд смотрелись как один или, по меньшей мере, как дилогия. Хотя в идеале сначала тогда надо пускать "Супер 8", а потом уже Карпентера.

"Палата" реж. Джон Карпентер

Поджигательница Кристина попадает в психбольницу и оказывается в компании девушек своего возраста - все они как на подбор красотки, и хотя каждая с придурью, любую хоть сейчас в бордель. Ассоциации с "Запрещенным приемом" Зака Снайдера неизбежны, но поначалу, и довольно долго, кажется, что Джон Карпентер чужд новомодным заморочками и предпочитает старый добрый ужастик, бессмысленный и беспощадный: в больничке, где главврача за одну физиономию следовало бы притащить в нюрнбергский трибунал, со сластолюбивым санитаром и молчаливой мрачной пожилой медсестрой, завелся призрак-убийца: это одна из пациенток, Элис, обижавшая других девушек и убитая ими (ей устроили "темную"), воскресла из мертвых, бегает по больнице и всех гробит, кому лоботомию без рецепта устроит, кого электрошоком зажарит заживо.

Для высоких технологий тут места нет, время действия - 1966 год, так что черно-белый телевизор, где постоянно крутят такие же старые добрые фильмы ужасов - вершина прогресса, и для картины, где вроде бы эффективным средством борьбы с восставшими из ада остается пожарный топорик, лучшего и желать нельзя. Я даже успел обрадоваться, потому что всякий, подолгу лежавший в большой настоящей больнице, с разными отделениями, со своими операционной и моргом, а в особенности если больница размещалась в старом, в другую эпоху построенном здании, знает, насколько мифологизировано это пространство. Однако и Карпентера, как выясняется, коснулся постмодернистский тлен, его "Палата" - триллер не мистический, а психоаналитический, и все девушки - лишь ипостаси личности Элис. Ее в 11 лет похитили и держали в подвале фермерского дома, изживая травму, она сконструировала себе альтернативные личности, а добрый доктор вместе с профессиональным медперсоналом прогрессивной клиники их последовательно выявлял, отсекал и уничтожал, то есть если с чем-то сравнивать "Палату" - то с "Идентификацией", ну или с "Островом проклятых", хотя на последнее "Палата" точно не претендует. Впрочем, характерный для старомодных триллеров финал с новым появлением неискоренимого "призрака" выдает в Карпентере человека поколения черно-белых телевизоров и нормальных, не страдающих раздвоением личности живых мертвецов.

"Супер 8" реж. Дж.Дж.Абрамс

А в то же самое время кучка малолеток-киноманов, снимающих на захолустном полустанке сцену из любительского фильма ужасов в духе Джорджа Ромеро, становится свидетелями крушения военного поезда: чернокожий учитель химии выезжает на своем грузовичке по рельсам навстречу составу, вагоны переворачиваются, рассыпая груз пупырчатых кубиков. Беспокойный сын помощника шерифа, отвечающий в "киногруппе" за грим, подбирает один такой кубик. И тут же в городке начинают происходить ужасные вещи - пропадают люди и предметы, в основном - бытовая и электротехника. Одна политически продвинутая домохозяйка на общем собрании жителей выдвигает версию, что началось вторжение русских, но оказывается, учитель раньше работал на авиабазе, куда попал потерпевший авариюинопланетянин. Членистоного пришельца там пытали военные, но человек науки вошел с ним в ментальный контакт и понял, что пришелец просто хочет улететь домой. Гуманистам в армии не место, негра выперли и он пошел работать учителем в школу, но от мысли освободить брата по разуму не отказался и устроил катастрофу.

Химическая фабрика в любительском кинофильме школьников про зомби называется "Ромеро кемикал", но хотя "Супер 8" и стилизация, и одновременно пародия, причем пародия тонкая, а стилизация точная, сделана она с оглядкой и на "Инопланетянина" Спилберга, выступающего на проекте продюсером, и на "Монстро" самого Абрамса, причем не только в плане стилистики, но и промоушна - туману напустили, аж жуть, а ведь не стоит того киношка-то. У Ромеро все было проще, а у Абрамса и Спилберга не так, у них американский военный - настоящий монстр, а членистоногий пришелец - свой парень, если только с ним договориться. И вообще надо всем все прощать и жить со всеми в мире - таков пафос этой стилизованной ретро-фантастики. Что касается, кстати, не только внешнего врага: сыну помощника шерифа нравится дочка местного забулдыги, она играет в их фильме главную роль, но отцы ненавидят друг друга, поскольку забулдыга когда-то стал невольным виновником смерти жены полицейского, однако детям это не мешает, и их любовь помогает спасти и пришельца, и город, и даже остатки военного подразделения. У Абрамса, впрочем, неплохо обстоит дело с самоиронией, и в отличие от того, что творит вышедший в тираж и впавший в маразм Спилберг в собственных произведениях, Абрамс к подобному интеллигентскому гуманизму относится так же, как к инопланетянам - то есть дистанцированно и с хорошей долей условности. Об этом, в частности, свидетельствует идущий на финальных титрах смонтированный фильм малолеток - может быть, лучший момент во всем проекте "Супер 8". Но Спилберг всерьез, а Абрамс в шутку склонны одинаково думать, что нападение монстров - это всего лишь повод для игры с кинематографическими жанрами. Хорошо на этот раз инопланетянами отделались, с которыми можно договориться. А ведь когда нападут русские - с ними не договоришься, и никто не выживет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment