Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дом" Е.Гришковца и А.Матисон в МХТ им. А.Чехова, реж. Сергей Пускепалис

К своему 50-летию Игорь Золотовицкий получил в подарок не только наборы журналов и строительный конструктор (по окончании спектакля актера, режиссера и педагога импровизированно и иронично поздравили коллеги), но и роль, в которой он наконец-то, впервые со времен еще театра-студии "Человек", проявил свои актерские возможности в полной мере. Пускепалис считается "актерским" режиссером справедливо, но в его случае это не звучит ругательством (хотя настоящий режиссер может быть только "режиссерским", иначе это и не режиссер вовсе), и конечно, "Дом" в МХТ - в гораздо большей степени "актерский", с человеческой историей, с живыми характерами, чем первая постановка по этой пьесе, условная и аскетичная, выпущенная некоторое время назад в ШСП:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1381427.html?nc=18

При том что режиссер Пускепалис в работе с пьесой проявляет массу фантазии, но идет путем, противоположным тому, которым шел Райхельгауз. В спектакле Райхельгауза с Александром Гордоном в главной роли из пьесы выхолащивался, и сознательно, и достаточно продуктивно, всякий гришковецкий сентиментализм, но обнажавшаяся в итоге интеллектуальная конструкция не то что оказывалась шаткой, но выглядела пустой и голой, как ток-шоу "ГорДом Кихот". Пускепалис же не боится сентиментализма, мало того, нагружает пьесу массой конкретных деталей.

Противопоставление квартира-дом в спектакле МХТ явлено наглядно и изначально - на заднике мелом нарисован в духе примитивизма Пиросмани "дом", и не просто постройка с кошкой на крыше, но и со всем его населением, большой семьей, где не только живые присутствуют, но и ушедшие - на семейных портретах, и глава семейства на рисунке держит в руках опять-таки макет дома (буквально: семья - в доме, дом - в семье), а главный герой Игорь, появляясь, дорисовывает к крыше мелом еще и двух ворон. Над сценой висит абажур также в виде крыши с картонной кошечкой, а под абажуром раскачивается самолетик. Вся эта милота, однако, вписана в трансформирующуюся сценографическую конструкцию из шести "кафедр" на колесиках, позволяющих обозначать конкретные типы пространства и уточнять ситуации. В постановке Райхельгауза пространство перекореженного зрительного зала с хаотичным нагромождением кресел, где исполнители и публика сидят вперемежку, было подчеркнуто абстрактным, как и ситуации встреч героя с друзьями по поводу займа на покупку дома. Не так у Пускепалиса - здесь все предельно конкретно: Игорь - не просто врач, но судя по процедуре, которую он, натянув на руку резиновую перчатку, подвергает своего друга-пациента из ментов, специалист-проктолог, с еще одним другом он встречается в бане, с "бывшей" своей Ветровой - на оперном спектакле, и беседа разворачивается под музыку, и соседи-слушатели предпочитают ловить слова персонажей вместо того, чтобы сконцентрироваться ушами и биноклями на сцене, а менее удачливый коллега-врач в блестяще эксцентричном исполнении Сергея Беляева так колоритно разговаривает, поедая какую-то невыносимую бурду, что этот эпизод, как и многие другие, превращается в почти самодостаточный полуэстрадный скетч.

Актерам вообще с ролями в этом спектакле повезло, и не только Золотовицкому - изумительные образы достались Владимиру Краснову и Алле Покровский, они играют родителей жены главного героя, но отождествляются с его дедушкой и бабушкой, и перевоплощение, переключение из остро-комического регистра в сентиментально-ностальгический мэтры демонстрируют на уровне, достойном восхищения. И Эдуард Чекмазов, и Стас Дужников - "друзья" героя, и Кристина Бабушкина - его жена, и все остальные - все работают с видимым удовольствием, и наблюдать за ними - тоже одно удовольствие. Недостатки пьесы, очевидные в более концептуальной постановке Райхельгауза, Пускепалисом приглажены, и только под финал, где герою остается один день на решение финансовых проблем, иначе покупка дома сорвется, вылезает-таки дурной сентиментальный оптимизм: мол, остался еще один день - звучит как "не все еще потеряно", чуть ли не "надо жить... если бы знать..." Хотя режиссерски это продумано достаточно внятно, и уже в самом начале спектакля, своего рода прологе, из дверей в заднике, из абстрактного холодного "света" на сцене танцуя, вальсируя появляются почти все исполнители в костюмах конца 19-го века и ставят самовар, как если бы речь шла не просто о "доме", хотя бы и старом, но о чеховской усадьбе, с вишневым садом (в пьесе есть на это намек - мать и дочь в один голос утверждают, что на участке надо посадить вишни - отец семейства, правда, возражает).

То есть Пускепалис ненавязчиво, но аккуратно развивает через весь спектакль два основных плана проблематики пьесы. Во-первых, противопоставляя утопию "дома" реальным типам пространства, которые домом не являются и которые, пользуясь лотмановским термином, можно обозначить как "анти-дом", начиная с городской квартиры и заканчивая больницей, баней, а также и театром, причем образ и идея дома у Пускепалиса в постановке на всех уровнях, от сценографии до пластического решения, завязаны на понятие "род". Во-вторых, череда друзей, последовательно отказывающих герою в займе под различными предлогами - это не просто проверка дружбы на прочность, это мотив, тесно связанный с первым: как бы ни складывались отношения героя с родными, они остаются людьми, которые поддерживают его даже в начинаниях, с которыми не вполне готовы согласиться (старики готовы отдать "похоронные" на покупку, при том что не понимают, что речь идет о "доме", а не о "даче"), друзья же, пусть это, как выясняется, и "ненастоящие" друзья (а какие тогда "настоящие"? бывают ли другие?), в лучшем случае отпадают, а в худшем, как последний, перебегают дорогу, вступают в борьбу, в конфликт, желая перебить покупку и оставить дом мечты (а дом здесь - однозначное воплощение мечты) за собой, друга же этой мечты лишить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments