Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бабушки", театр "Практика" на "Стрелке", реж. Светлана Землякова

Девушки в основном из последнего выпуска Олега Кудряшова, в том числе Надежда Лумпова и Инна Сухорецкая, изображают деревенских старушек. Материал документальный, тематика деревенская, форма подачи - монологи либо интервью, то есть все, что мне заведомо не очень интересно. Землякова, поставившая на упомянутом курсе "Униженных и оскорбленных", которых я ходил смотреть два раза, а также менее удачного, но любопытного "Эдипа", не сводит "Бабушек" ни к документальному театру в его примитивном понимании, ни к тюзятине, ни к студенческим этюдам, а пытается играть на эклектике, на полистилистике: то ее девушки старательно, и даже шаржированно, имитируют говор, то ее "бабушки" пускаются в пляс под ар-н-би, а не только поют хором деревенский романс "Что-то скучно, что-то грустно" (его очень смешно объявляет Лумпова в красном платке), ну и как это обычно принято в "Практие", сопровождается действо видеоинсталляциями, в том числе анимационными, и электронным саундтреком - то есть в целом это современный, хотя и достаточно стандартный, европейский спектакль.

Однако если в "Стихах о Москве" я старался ловить каждое слово, даже в текстах, которые меня не слишком взволновали, то в "Бабушках" я себя поймал на том, что мне интересны эти актрисы и то, как режиссер их подает - но не собственно истории из старушачьей колхозной житухи. Суть некоторых микросюжетов от меня просто ускользнула. По сути лишней мне показалась и фигура интервьюера - приехавший из города молодой человек в очках (единственная мужская роль в спектакле - Александр Кащеев) расспрашивает старушек про их житье-бытье, о прошлом, о любви, как они ее на своем уровне понимают, и сам делает какие-то выводы для себя - мне показалось, это вносит в постановку неуместный именно в "европейском" формате морализм и пафос, особенного его "заключительное слово" о смерти, которая всегда подстерегает - рассказ про приятеля Игоря, который поехал на встречу, попал в пробку, зашел в кафе и там откинулся на спинку стула. И ведь все вроде правильно - ну конечно, смерть всегда рядом, но тогда вывод, что жизнь, мол, надо ценить, пока живешь, и встречать каждый день криком "ура!", и сам по себе фальшив, и особенно - применительно к деревенским старухам, чья жизнь - и не жизнь, в сущности (этого мотива в благостно-сентиментальном спектакле нет - и его не хватает).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments