Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Собака Павлова" реж. Катя Шагалова, 2005

Следующий фильм Шагаловой, "Однажды в провинции", участвовал в конкурсах ММКФ и Московской премьеры, а потом даже чуть-чуть шел в прокате, а этого не было, кажется, нигде, в прошлом году в рамках ретроспективы режиссеров нового поколения его показывали в неофициальной программе "Московской премьеры" в Библиотеке им. Эйзенштейна, но я на эти дни уезжал и показ пропустил - хорошо еще, что он наконец-то всплыл по ТВ1000. И очень кстати, учитывая, как много сейчас говорят о Елене Лядовой в связи со Звягинцевым - Лядова, конечно, известна как театральная актриса по спектаклям Гинкаса и Яновской, но в "Собаке Павлова" она сыграла, кажется, свою первую и практически заглавную кинороль.

Психушка как универсальная метафора русской жизни - открытие, конечно, не постперестроечного кинематографа, этот мотив тянется из литературы 19 века, смешно даже указывать лишний раз на источники, но за последние двадцать лет именно в кино он стал одним из доминирующих, начиная с "Опыта бреда любовного очарования" Огородникова, сделанного на исходе перестройки и почти неизвестного - мне повезло посмотреть его почти случайно на большом экране с пленки в рамках спецпрограммы ММКФ несколько лет назад -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/915035.html?nc=2

- и заканчивая, пока, новеллой "Ким" Германа-младшего в рамках "Короткого замыкания", плюс "Палата № 6" Шахназарова, хотя и восходящая к упомянутым литературным "источникам", но тоже снятая на современном материале. Справедливости ради - это не исключительно русскоязычного кино тенденция, но что характерно - в англо- или немецко-язычных фильмах на ту же тему, весьма многочисленных, ведущим мотивом чаще всего становится побег из "психтюрьмы", побег реальный и для героев, в общем, спасительный, если не для физического, то как минимум для душевного их состояния. В фильмах русскоязычных либо никто никуда и не пытается бежать, либо это побег из страшного бытия в безвестное небытие. У Шагаловой все менее однозначно, чем у ее коллег.

Главные герои "Собаки Павлова" - Максим и Ксения. У него - маниакально-депрессивный психоз и суицидальные наклонности: он служил в армии, невеста бросила, а мать вышла замуж за его лучшего друга и объединила с ним квартиры. У нее, кажется, диагноз "шизофрения", но кроме этого, она алкоголичка, а сердобольные мужички за оградой всегда готовы поднести ей стакан - не совсем, понятно, за просто так, но она тоже не против, она в этом смысле действительно как "Собака Павлова", так ее называет Максим, хотя с Максимом у нее все-таки особенные отношения. Систему персонажей Шагалова в своем сценарии выстроила - на зависть сериальщикам: надзирательница Светлана (Елена Галибина) - мать одного из пациентов, дурачка Вовы; главврач Лариса (Марина Звонарева) встречается с отцом Ксении, а тот собирается жениться на другой. Кроме того, есть еще один любопытный пациент, Яков Ильич Макаренко, бывший заслуженный учитель, свихнувшийся после того, как один из учеников подсыпал ему в кашу крысиный яд - теперь Яков Ильич будто бы "узнает" этого ученика Колю в отце Ксении, но тот отрицает, а сумасшедшему, понятно, веры нет.

Вывод Шагалова делает, впрочем, вполне традиционный, можно сказать, классический: ненормальны те, кто по другую сторону решетки, во всяком случае, не более нормальны, чем те, кто по эту: отец Ксении жалуется, что его постоянно навещает призрак бывшей жены, что он ее то и дело видит; мать Максима убеждена, что от телевизора исходят вредные лучи, влияющие на его мозг, и что ведущие, особенно один, самый зловредный, сидят в ящике для того, чтобы зомбировать зрителей... На этом фоне Максим и Ксения больные не страшнее, чем, например, персонажи "Безумно влюбленных", разве что герой Джоша Хартнета не пытался задушить свою любимую, как персонаж Николая Иванова. Но финал, связанный как раз с выходом, с побегом, у Шагаловой смазан, условен в куда большей степени, чем сюжет и характерология в целом, потому кажется фальшивым (у Огородникова тот же мотив был реализован с еще большей степенью художественной условности, но и более органично) - прогулка по городу Максима, Ксении и примкнувшего к ним Якова Ильича мне показалась ложкой меда в бочке дегтя. При том что не в пример "Однажды в провинции" в "Собаке Павлова" практически нет натурализма, который у поборников русской духовности проходит под разрядом "чернухи" - больничка бедная, но относительно опрятная (в реальности, надо думать, намного гаже), персонал - не матери терезы, но и не звери, не садисты, опять-таки, связаны личными, родственными отношениями с пациентами. Шагалова и "Однажды в провинции" делала как "притчу", но перегрузила ее бытовыми деталями, чем и спровоцировала упреки, отчасти заслуженные, в "недостоверности". В "Собаке Павлова" она свободнее, и добивается лучшего результата с меньшими затратами.

Обратил внимание, что в титрах художественным руководителем фильма и продюсером значится Алексей Учитель.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments