Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тоска" Дж.Пуччини, Цюрихский оперный театр, режиссер Роберт Карсен, запись 2009

"Евгений Онегин" с Гергиевым в Метрополитен, "Сказки Гофмана" Опера де Пари и "Каприччо" Рихарда Штрауса с Рене Флемминг - за последнее время телеверсий постановок Карсена показывали больше, чем любого другого оперного режиссера.

Явных примет муссолиниевской Италии вроде бы не обнаруживается, но персонажи носят современные костюмы и при необходимости пользуются зажигалками, а между тем, в полном соответствии с либретто, персонажи поют о победах Буанопарте. Противоречие между современным антуражем и классическим либретто режиссер в данном случае разрешает очень просто, перенося действие драмы в условный театр и совмещая таким образом два сюжетных плана. Капелла представляет собой зрительный зал с расставленными креслами, ризничий превращается не то в машиниста сцены, не то в капельдинера - он просто без ума от Тоски, но здесь Тоска - не просто известная певица, она дива, прима, на буклет с ее глянцевым фото "ризничий" (лысый очкастый пузан, и вокруг него вьются дети в балетных костюмчиках и пачках) чуть ли не мастурбирует, во всяком случае, поклоняется ей, как святой, а публика на нее просто молится. Все первое действие идет на фоне занавеса, который распахивается - и Тоска в буквальном смысле воспаряет в лучах славы.

Злосчастный буклет - мелкий, но знаковый образ-лейтмотив всей постановки: уходя от Скарпиа, Тоска бросает на мертвое тело свою фотографию вместе с красной розой (смерть примиряет). Каварадосси - как и полагается, художник, и пишет портрет Магдалины, но во втором акте это полотно оказывается в руках Скарпиа и он в ярости порежет его ножом. А в третьем акте Каварадосси рисует глаз на кирпичной стене - как и просила Тоска в первом. Прыгает Тоска не с башни, а с авансцены, переступая через огни рампы - в зрительный зал, но не настоящий, конечно, а тот, что предполагается в глубине сцены, и тут же, превращая в поклон нерасторопность жеста, является получать букеты от служащих театра в старинных ливреях и напудренных париках. Так Карсен, отталкиваясь от "Тоски", которая и в самом деле слишком нелепа, чтобы разыгрывать ее всерьез, вместо этого играет в "классическую оперу", превращая веристскую шнягу в аналог "Каприччио" Рихарда Штрауса и размышляя в этом своем "итальянском каприччио" не столько о страстях человеческих, сколько об условности искусства, в особенности музыкального театра.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments