Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Буря" У.Шекспира. реж. Деклан Доннеллан

Наверное, будут и восторги, хотя я слышал отзывы резко-скептические, кто-то просто уходил с середины. Но поскольку мне доводилось видеть Доннеллана и русскоязычного, и, так сказать, "аутентичного" (он так часто ставит по-русски, то в сравнении со всем, что я смотрел раньше, "Буря", пожалуй, симпатичнее всего остального, она, благодаря, впрочем, в значительной мере пьесе и драматургу, не такая занудная, как "Три сестры" или "Двенадцатая ночь" (не говоря уже про англоязычные постановки Шекспира - помню, "Отелло" я еле-еле высидел), и чуть-чуть более осмысленная, при том что и эклектика, и бесвкусная клоунада на пустом месте в ней присутствуют и, в общем, определяют стиль спектакля.

На сцене - песок, ведра и ящики для стеклотары, а также потертая шахматная доска (ближе к финалу Миранда и Фердинанд затеют игру в шахматы): остров Просперо больше смахивает на пожарный чулан, а сам волшебник (Игорь Ясулович) в мешковатых штанах на подтяжках похож на сильно пьющего сторожа. Дочка его Миранда (недавняя выпускница Щепки Анна Халилулина) - совсем не девочка-колокольчик, скорее пацанка, оторва, но отец держит ее до поры в черном теле. Калибан (Александр Феклистов) - припадочный дебил-переросток, едва говорит и чешется. Это - с одной стороны, так сказать, на дне жизни и без солнца. С другой - преуспевшие герцоги, короли и принцы: в костюмах с иголочки - то ли топ-менеджеры, то ли крупные чиновники, неаполитанский король (Михаил Жигалов) - в генеральском мундире с орденской лентой. То есть конфликт, вроде бы, переводится в социальную плоскость. Однако Ариэль и К - явление совсем из другой оперы. В пьесе на помощь Ариэлю другие духи слетаются только в финале, но и тогда остаются персонажами внесценическими. У Доннелана это изначально - слаженная команда "людей в черном", целый кордебалет "ариэлей", они же - инструментальный ансамбль (музыканты ходят в основном по периметру выгородки - поскольку чего-чего, а такого у Доннеллана прежде вроде бы не наблюдалось, есть основание предположить, что ноу-хау он "подсмотрел" в постановках Панкова и его "Саундрамы"), и они же - якобы невидимые, в духе японского театра, "техработники", организующие по заказу мстительного мага всевозможные каверзы для потерпевших кораблекрушение - каверзы, правда, в основном сводятся к тому, что "люди в черном" то и дело плещут на "людей в белом" водой, как в любительском цирке - но, надо признать, выходит смешно, прием работает.

Едва увидев Миранду, Фердинанд, прежде, чем узнал ее имя и кто она такая, спешит с ней совокупиться. Я еще подумал - может, тут ключ к подходу Доннеллана, может, он хочет, чтобы пройдя через организованные Просперо испытания, благополучные персонажи изменились, и для этого надо усугубить контраст между тем, какие они были до бури, и тем, чем стали, побродив по острову? Но у Доннеллана в спектаклях персонажи не развиваются, и развитие характеров этому режиссеру в принципе неинтересно. Зато, припоминаю, вот точно также Соленый пытался походя овладеть Ириной в "Трех сестрах" - то есть этот прием используется скорее по инерции, чем осмысленно. Осмысленности вообще часто не хватает, в том числе на уровне даже не концепции, а элементарной логической последовательности действий. Ну, скажем, раздевается Миранда по пояс и любуется на свои сиськи, отражающиеся в медном тазу - допустим, могла бы и не раздеваться, но почему бы нет, в конце концов. Однако актриса сразу одевается, а после этого начинает умываться - вот ведь странно, если уж разделась, то логичнее было бы сначала помыться голой, а потом одеться, а не наоборот (хотя бы как Фердинанд впоследствии - его обнажают и вовсе полностью, окатывают, пока он стоит задницей к залу, водой из ведра, прежде чем облачить в новенький костюмчик). По ходу и после цирковых по сути интермедий, которые сами по себе очень даже ничего (похождения Тринкуло и Стефано в компании Калибана - самые "живенькие" эпизоды постановки - вот только точно так же Доннеллан "оживлял" в свое время "Двенадцатую ночь", где сэр Тоби с друзьями отплясывали, распевая "По тундре, по железной дороге...") у Доннеллана вдруг снова просыпается идейно-социальный зуд, и когда доходит до разоблачения злодеев, обставлено это в духе московских политически процессов 1930-х годов, приговор оглашает "особая тройка" ариэлей в черном, и тут же под бодрую песню на фоне видеоинсталляции с колосящимися полями и уборочными комбайнами пляшут ряженые в сарафанах.

Подобные "чудеса" с видеопроекциями и клоунадой можно наблюдать и в "Буре" Стуруа, но у Стуруа, спектакль которого мне тоже не показался выдающимся, со вкусом все-таки получше, чем у Доннеллана, и совсем уж до дешевки он не опускается. Пространство с кучками песка и жестяными ведрами чем дальше, тем больше приобретает сходство с "галактикой Кин-дза-дза" из одноименного фильма, но в фильм представлял из себя сатиры на вполне определенный строй жизни. Над чем смеется Доннеллан - понять еще труднее, нежели над чем он печалится, в его "Буре" намешано, а точнее, кучей, как после урагана, навалены все штампы, какие только может предложить современный театр. Вот Тринкуло и Стефано попадают в модный бутик, там принимаются с фанатизмом неофитов примерять тряпье, обзаводятся дорогими мобилами, в общем, устраивают потребительскую оргию. В то же время Доннеллан постоянно напоминает, что все предложенные им чудеса - театральные, в какой-то момент Просперо и вовсе останавливает спектакль, в зал дают свет и Ясулович произносит хрестоматийный монолог. А то включается запоздалый трагизм - по отъезде гостей Калибан вдруг устраивает нешуточную истерику, и Миранда, оказавшаяся неожиданно сердобольной, возвращается, чтобы утешить бедолагу, а Фердинанд старается ее оторвать от чудища.

В сущности, это все, конечно, не катастрофично, а вполне даже смотрибельно и местами мило. Главный упрек, который Доннелану можно предъявить всерьез - предсказуемость любых решений, и общих и частных, от начала до конца спектакля. Но Доннеллан и в своей предсказуемости настолько предсказуем, что ничего другого ожидать не следовало, поэтому я, во всяком случае, не разочарован.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments