Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

церемония и фестиваль "Бенуа де ла данс" в Большом

До сих пор я ходил на Бенуа только раз, аж в 2004-м году, еще в старом здании Большого, и то весь тогда извелся - как раз тем вечером по телевизору шла последняя серия (впервые!) "Секса в большом городе" - собственно, в 2004-м это был первый фестиваль с гала-концертом, а не просто вручение премии. Вручают на Бенуа, кстати, торжественно, но оперативно, без особых церемоний - жюри и номинантов рассадили на сцене, всех объявили, перечислили спонсоров (особый успех у публики имел Институт по продвижению аргентинской говядины) коротко выступил Григорович, которого встречали овациями только что не стоячими, и минут за тридцать-сорок закруглились, а после небольшого технического перерыва сразу, не делая полноценного антракта, начали первое отделение концерта.

Концерт роскошный - конечно, неровный, но в целом великолепный, и что лично мне особенно приятно: минимум академической классики, максимум модерна. В первом отделении, правда, далеко не всему я готов был аплодировать, начиная с фрагмента из балета "Бабель" ("Слова") бельгийской компании "Человек с востока" - показали дуэт, в котором один из сопостановщиков-хореографов Дамьен Жале, на вид - культурист-качок - таскал по сцене свою партнершу топлес, чувственности в этом дуэте не было никакой, скорее подавленная тревога, а то и открытая агрессия - по всей видимости, это концептуально, но не слишком увлекательно. Следующий номер - "Тристан и Изольда" на музыку, соответственно, Вагнера - тоже дуэт и тоже не несущий в себе, как мне показалось, ни чувственности, ни трагизма - танец скорее декоративный, хотя режиссерски номер поставлен небезынтересно, уходя вглубь сцены, персонажи попеременно оглядываются назад. Дальше было интереснее. Прелестное, жалко только короткое, соло Пака из "Сна в летнюю ночь" Йормы Эло в исполнении Михаила Сосновского. "Outrenoir" Иржи Бубеничека, любопытный по драматургии (параллельно с основной парой на сцене постоянно возникает, как будто в воспоминаниях, детский дуэт, мальчик и девочка играют, качаются на качелях, и "задувают" электрический фонарь, который в начале номера маятником раскачивается над лежащим телом героя). При небольшой любви к балетной классике невозможно не признать, что Па де де из "Дон Кихота" с участием лауреата 2011 года Роландо Сарабиа из Кубинского классического балета Майами было исполнено безупречно. После скучноватого дуэта "Шопен", изысканно исполненного, но небогатого на хореографическую фантазию и с довольно странными костюмами (красная майка на Константине Звереве, красное платье на Екатерине Кондауровой) особенно лихо пошла "Тарантелла" Баланчина, при том что мне подобные номера не слишком симпатичны.

Второе отделение открыли Классическим па де де Баланчина на музыку Чайковского, танцевали Мария Яковлева и Денис Черевичко, им хлопали, как мне показалось, громче, чем стоило бы - но клака вообще бесновалась пуще обычного. "Б/олеро" Равеля в хорреографии Охада Нахарина исполняли две девушки в черных платьицах, под музыку в парадоксальной электронной аранжировке, к финалу постепенно сходящей на нет, а не заканчивающейся мощным аккордом, как в оригинале - танец, построенный на механистичных резких движениях. Рискованный, но совершенно восхитительный мужской дуэт из "Курта Вайля" хореографа Кшиштофа Пастера на музыку, само собой, Вайля - едва ли не лучший момент вечера. Конечно, хореография Бигонцетти, мое самое сильное увлечение последнего времени, вне конкуренции, но "Серенаду" я уже видел раньше в рамках "Отражений", и в том же исполнении Васильев-Осипова, номер потрясающий, через движения раскрывается ситуация мучительного взаимоистязания, когда невозможно ни расстаться, ни остаться вместе, и небольшой танцевальный номер воспринимается как полноценный театральный спектакль. Из того, что я видел впервые, также очень понравилась вещица "Altro canto" на музыку Монтеверди в хореографии Жан-Кристофа Майо - дуэт парня в юбочке и девушки в брюках, такой унисекс, и роли внутри дуэта, и пластика тоже андрогинные. Вот почему такой фурор вызвал Фернандо Ромеро своим соло "Фаррука" - я не понял, обычное модернизированное фламенко. Эффектная китайская постановка "Закрывай глаза, когда темнеет" Цзан Чжинсиня - на стыке модерн-балета и эстрадного танца, два мальчика и девочка, шортики-боксеры, стулья, в общем, ничего экстраординарного, но смотрится отлично. В финале - "Затачивая до остроты" Йормы Эло, идущее в репертуаре Стасика, но помимо Чудина, Смилевски и Сомовой - с участием солистов нью-йоркского балета.

Второй день меня разочаровал, несмотря на потрясающий фрагмент из "Караваджо" Бигонцетти с участием Владимира Малахова во втором отделении - мужской дуэт не столько чувственного, сколько философско-метафорического характера. В первом Малахов танцевал требующий технической виртуозности и физически труднейший, с вращением в поцелуе, эпизод из "Парка" Прельжокажа с Надей Сайдаковой, и поскольку "Караваджо" я никогда целиком не видел, а "Парк" пропустил в февраля на гастролях балета Парижской оперы, то хотя бы этим номерам порадовался. Открывал первое отделение "Канон Ре мажор" Иржи Бубеничека в исполнении братьев, Иржи и Отто (второй делал еще и аранжировку) с примкнувшим к ним молодым и тоже очень интересным Леонардом Яковина. Но дальше пошли надоевшие уже "Рубины", потом нудное и длинное адажио из "Шахерезады" Фокина (при том что Кондаурова танцевала с Константином Зверевым, и, как и накануне, тоже в не самом выигрышным номере, он был очень хорош), и снова, второй день подряд, только в другом исполнении "Тарантелла" Баланчина (Мария Яковлева мне понравилась, а Денис Черевичко - тяжеловат, грубоват). Совсем не понял прелести "Танго-сюиты" - это милый четырехчастный номер на музыку танго разных авторов, начиная, само собой, с Пьяццолы, ироническая рефлексия над танцевальным стилем и его каноном, его характерными па, особенно эффектная во второй части, которую венчает кода с имитацией "заевшей пластинки", когда одно и то же движение повторяется снова и снова, но в целом это достаточно банально, для эстрады еще сошло бы - но, надо думать, благодарить за такое пополнение программы следует пресловутый Институт по продвижению аргентинской говядины. Второе отделение открывала пара из нью-йоркского балета, которая, если не считать Малахова, была как бы самой "звездной" в программе Бенуа этого года, но показывали они "Другие танцы" Шопена в хореографии Роббинса, я Роббинса не люблю, мне было скучно, за роялем сидела Екатерина Мечетина. "Венецианский карнавал" Петипа и классическое па де де Гзовского меня и подавно мало интересовали, а на этом все и закончилось, снова вышел Григорович, снова сказал, что 20-й Бенуа рассчитывает провести на новой старой сцене, ему снова похлопали громче, дружнее и, кажется, искреннее, чем всем остальным вместе взятым - и разошлись.

В первый день, когда все прогрессивное человечество сочло своим долгом отведать пресловутой аргентинской говядины на банкете, мы с безумной феей после утренних посиделок в ресторане "Пушкин" и полдника на Винзаводе в ту сторону и не посмотрели, предпочли потереться возле молодежи на закрытии "Твоего шанса". А на второй, когда от аргентинской говядины остались только рожки да ножки, мы поскакали на чеховфестовский прием в сад Аквариум. Там почему-то все столпились на балконе театра Моссовета, мы там пробыли недолго, и вместе с нашими любимыми менеджерами фестиваля спустились вниз, в шатры - там и отожгли, не сходя с мягкого дивана. Присоедился Гутерман, с ним мы пили бурбон восьмилетней выдержки, а безумная фея курила сигары, их предлагали, и очень настойчиво, практически навязывали, потому что коробка у мальчика с сигарами была большая, а клиентов практически не находилось (звучит, между прочим, как строка из стихотворения Северянина или песни Вертинского: "безумная фея курила сигары..."). Пошел дождь, но мы подвинули диван внутрь шатра, оставив посуду на столе наполняться дождевой водой, и теперь спешить точно не было смысло, хотя посетителей в шатрах не сильно прибавлялось, только появились солидные дяденьки, вероятно, спонсоры-банкиры, тоже позарившиеся на дармовые сигары - но спонсоры могли бы заинтересовать Настю, а ее с нами не было, мы же по-стариковски довольствовались пирожными с ежевикой и странным напитком, который официанты называли "облепиховым лимонадом", хотя скорее это был газированный облепиховый сок с мякотью.


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

I отделение
С. и М. Хан, П. Бови
Фрагмент балета "Бабель" (слова)
Хореография С. Л. Шеркауи, Д. Жале
Навала Чодари
Дамьен Фурнье

Р. Вагнер
Дуэт из балета "Тристан и Изольда"
Хореография К. Пастора
Александра Ляшенко
Седрик Иньяс

Ф. Мендельсон-Бартольди
Соло Пака из балета "Сон в летнюю ночь"
Хореография Й. Эло
Михаил Сосновский

Дж. Кейдж
"Outrenoir"/"По ту сторону нуара"
Хореография И. Бубеничека
Чжу Янь
Хао Бинь
Цзан Чжаньсинь

Л. Минкус
Па де де из балета "Дон Кихот"
Хореография М. Петипа. А. Горского
в редакции Х. Тексейры
Лорена Фейхо
Роландо Сарабиа

Ф. Шопен
Дуэт из балета "В отсутствие"
Хореография Б. Милльпье
Екатерина Кондаурова
Александр Жембровский

Л. М. Готтшальк
Тарантелла
Хореография Дж. Баланчина
Эшли Боудер
Хоакин де Люз

II отделение
П. Чайковский
Па де де
Хореография Дж. Баланчина
Мария Яковлева
Денис Черевичко

М. Равель
"Б/олеро"
Хореография О. Нахарина
Реи Ватанабе
Наташа Новотна

К. Вайль
Дуэт из балета "Курт Вайль"
Хореография К. Пастора
Седрик Иньяс
Стивен Этьенн

Фэн Джиньшуо
"Закрывай глаза, когда темнеет"
Хореография Цзан Чжиньсиня
Чжу Янь
Хао Бинь

А. Чьерво
"Серенада"
Хореография М. Бигонцетти
Наталья Осипова
Иван Васильев

К. Монтеверди,
Дж. Дж. Капсбергер
I часть балета "Altro Canto"
Хореография Ж.-К. Майо
Бернис Коппьетерс
Оскар Саломонсон

Сабикас
Фаррука
Фернандо Ромеро

А. Вивальди, Г. Бибер
Фрагмент балета "Затачивая до остроты"
Хореография Й. Эло
Эшли Боудер, Валерия Муханова, Наталья Сомова, Анна Хамзина
Хоакин де Люз, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски, Семен Чудин

ВТОРОЙ ДЕНЬ

I отделение
О. Бубеничек, И. Пахельбель
"Канон ре мажор"
Хореография И. Бубеничека
Иржи Бубеничек
Отто Бубеничек
Хон Вальехо

И. Стравинский
Фрагмент балета "Рубины"
Хореография Дж. Баланчина
Эшли Боудер
Хоакин де Люз

Н. Римский-Корсаков
Адажио из балета "Шехеразада"
Хореография М. Фокина
Екатерина Кондаурова
Константин Зверев

В. А. Моцарт
Дуэт из балета "Парк"
Хореография А. Прельжокажа
Надя Сайдакова
Владимир Малахов

А. Пьяццолла, Х. Матос Родригез, Р. Фирпо
Танго-сюита
Хореография А. М. Штекельман
Нора Роблес
Янина Родолико
Педро Калвейра
Алексис Ледесма

II отделение
Ф. Шопен
Фрагмент балета "Другие танцы"
Хореография Дж. Роббинса
Эшли Боудер
Хоакин де Люз

Ц. Пуни
Па де де "Венецианский карнавал"
Хореография М. Петипа
Евгения Образцова
Дину Тамазлакару

К. Монтеверди (обработка Б. Моретти)
Дуэт из балета "Караваджо"
Хореография М. Бигонцетти
Владимир Малахов
Леонард Яковина

Д. Ф. Э. Обер
Большое классическое па
Хореография В. Гзовского
Екатерина Крысанова
Семен Чудин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments