Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Бахрушинский фестиваль в Зарайске

За МКАД я стараюсь выбираться как можно реже и предпочтительнее самолетом, но день открытия Бахрушинского фестиваля совпал с относительно пустым воскресеньем (не тогда, когда пойти некуда - такого не бывает - но когда хотя бы можно что-то пропустить). Туда доехали за два с половиной часа, попутно еще и поглазели на памятник "огурцу-кормильцу до благодарных луховчан" (луховицкий огурец водружен на огромную деревянную бочку и гордо из нее торчит кверху, декорированный муляжами монет достоинством от копейки до рубля) и еще до полудня были на месте.

Пока в зарайском кремле шла церемония открытия, мы обошли крепостные стены с экскурсией - в кои-то веки повезло с экскурсоводом. Место действительно интересное - всю внутреннюю территорию кремля себе захапали попы, но стены пока еще принадлежат музею. Крепость заложена по распоряжению Василия III, Иван Грозный бывал тут несколько раз, в 1610-м при Шуйском воеводой в Зарайске стоял Дмитрий Пожарский, и улица, проходящая вдоль главных ворот, носит его имя, при том что в основном топонимика современного Зарайска - советская: улицы Карла Маркса, Урицкого, собственно Советская и т.п. Мне стало интересно, какова этимология названия города, за каким-таким раем земным его нашли - оказалось, что Зарайском его прозывают с конца 19 века, а до этого он был Заразск, причем по романтической легенде это связано с тем, что вдова убитого Батыем князя вместе с младенцем прыгнула с высоты и убилась "зараз", а по более прозаической версии - с рельефом местности. Так или иначе, от "заразы" со временем в названии избавились. Кстати говоря, река Осетр, протекающая рядом, на самом деле называлась Остер (опять-таки в связи с рельефом - много "острых" углов в течении) - такая вот лакировка действительности.

Все это нам поведали, пока мы находились внутри кремля. Что характерно - каменная лестница пятивековой давности стоит себе крепко и используется по прямому назначению, а деревянная колокольня, которую православные поставили десять лет назад, покосилась и вот-вот рухнет, пока же в шутку прозывается местной "пизанской башней". Часть пола на крепостной стене, правда, тоже обвалилась, но первостепенной заботой окружена не историческая кладка, а церковь Иоанна Предтечи постройки 1904 года в стиле "провинциального неоклассицизма" - не уродливое, но ужасно тяжеловесное строение, внутрь которого мы не заходили, потому что - пришлось проявить личную инициативу - после краеведческого музея я подбил остальных сходить в дом-музей Анны Голубкиной. Краеведческая экспозиция расположена в двух залах бывшей Троицкой церкви, причем музейщики и сами бы рады выехать оттуда в помещение внутри кремля, которое им передано, но те площади не отремонтированы, и недовольны в итоге все. Основа экспозиции - портреты и мебель, причем среди портретов - запечатленная Бакстом на холсте в полный рост графиня Мария Келлер. Среди старинных портретов неизвестных художников обнаруживается зеркало в портретной раме с подписью "Портрет неизвестного. Неизвестный художник": если церковь на кремлевской территории относят к "провинциальному неоклассицизму", то сие творение можно обозначить как "провинциальный постмодернизм".

Больше всего я доволен, что мы дошли до дома Голубкиной - он недалеко от кремля и музея, но все-таки потребовалась некоторая доля энтузиазма. Дом-музей, где скульптор Анна Голубкина (ее персональный музей-мастерская есть и в Москве, в Левшинском переулке) родилась и преждевременно умерла, в нынешнем виде открылся недавно, в 2008 году. На первом этаже - экспозиция, посвященная творчеству, в основном, конечно, фотографии и копии, в том числе скульптурный портрет А.Н.Толстого (1911), знаменитая "Березка", анималистические "Баран и ярочка", вещи, напоминающие об учебе у Родена в Париже; на втором - пять мемориальных комнат, на пороге прихожей - прилепленный к порожку старый рубль, якобы Анна Семеновна таким образом шутила над гостями: всякий входящий наклонялся, чтобы рубль поднять, и кланялся дому. Среди фотографий - снимок участников спектаклей любительского театра. Особо оговаривается, что в этом театре дебютировала 4-хлетняя Валентина Сперантова, в будущем - известная актриса, особенно прославившаяся озвучкой персонажей детского возраста. Из скульптур наверху находятся потреты матери и деда, а также ранняя ваза "Туман".

После позорного "ресторана", который по любым понятиям не тянет даже на забегаловку, поехали по городу, побывали на местном кладбище и посмотрели на могилу Голубкиной, которая здесь же в 1927 году была похоронена рядом с матерью, а потом отправились в усадьбу Даровое, один из семи мемориальных музеев Достоевского. Я до сих пор бывал только в петербургском музее-квартире, даже в московский, признаться, не заходил, про Омск или Семипалатинск говорить нечего. А Даровое - это, конечно, не музей в прямом смысле слова, это памятное место, где будущий великий гуманист и печальник земли русской играл с братом Михаилом в "лошадки", запрягая детей крепостных в "тройки": мальчика - в "корень", девочки - "пристяжные". Одноэтажный флигель, в котором юный Достоевский проводил четыре года подряд вместе с братом летние каникулы, как ни удивительно, сохранился, но был позднее перестроен его замужней сестрой, и в сущности это уже совсем другое строение. Внутри - только фотографии и фотокопии документов. Рассказывают об отце, которого убили на дороге неподалеку от имения - то есть по официальной версии его хватил удар от пьянства, но он так плохо обращался с крестьянами (с домочадцами, впрочем, тоже), что версия насильственной смерти возникла сразу и Достоевский определенно имел ее в виду. Вообще при скудости материала экскурсия оказалась очень насыщенной именно с точки зрения привязки творчества Достоевского к Даровому и детским впечатлениям от каникул в имении: и образ дубов-братьев (дубы, стоящие с начала 19 века - отдельная достопримечательность за отсутствием других), и окрестная топонимика. Удивительно, но памятник Достоевскому, пусть и сомнительных художественных достоинств, установлен в Даровом в 1993 году на частные средства.

После таких экскурсий самое милое дело бы вернуться в Москву, пока не потянулись с огородов дачники и не запрудили трассу, но раз уж наша поездка привязана к фестивалю, то и по ходу экскурсии фамилия Бахрушиных всплывала то и дело (при том что создатель театрального музея к предкам-купцам, много чего построившим в Зарайске, отношение имеет в лучшем случае биологическое; как и, если уж на то пошло, Михаил Шолохов, чьи прародители отправились на Дон из Зарайска, то есть Заразска тогда еще), а официальную программу первого дня венчал творческий вечер Алины Покровской. Поскольку в Театр Армии не хожу даже я, при всей своей всеядности, и театральные работы Покровской знаю плохо, на нее и ее выступление посмотреть было интересно, тетенька достойная, с непростой, как говорится, актерской судьбой (в Театре Армии, как можно понять из выступления между строк, она оказалась во многом вынужденно, в результате конфликта с Бабочкиным, а роман с кино, по собственному ее признанию, не сложился, несмотря на восемь картин, включая "Государственного преступника" и "Офицеров"), и вечер прошел, можно было бы сказать, без сучка без задоринки, если не считать того, что каблук туфли актрисы постоянно застревал в щелях сцены зарайского ДК. Но в результате, выехав из Зарайска около восьми вечера, за 25 км от Москвы мы попали в пробку и, пока она не рассосалась ближе к МКАДу (в Москву въехали по чистой пустой трассе, вот ведь как), торчали в ней страшно долго. Пришлось также пропустить первые серии "Достоевского" - если только посещение его бывшей семейной усадьбы может это компенсировать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments