Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Пираты Карибского моря: На странных берегах" реж. Роб Маршалл

Трилогия Вербински была настолько завершенной и внутренне целостной -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/892143.html?nc=15

что только теперь, начиная с четвертого и определенно не последнего фильма, уместно говорить о сиквеле в прямом смысле слова. Еще и потому, что "На странных берегах" снимал другой режиссер. Только кажется, что в такого рода фильме режиссер - исполнитель воли продюсеров, на самом деле "Пираты..." - кино авторское в степени куда большей, чем поделки какого-нибудь Звягинцева. Маршалл возвращает "Пиратов..." к истокам - к формату детской приключенческой сказки. При этом композиционно "На странных берегах" наследуют второй части, построенной по принципу парада аттракционов, а концептуально - третьей с ее проблемой "отцов и детей", которая хотя и выходит на первый план фильма только в финале, но постоянно присутствует в нем с самого начала: Джеку снова помогает отец, пусть и фантомный, его главный в этой части антагонист Черная Борода действует заодно с дочерью Анджеликой, а развязкой поиска Источника молодости становится эпизод, в котором Черная Борода и Анджелика должны решить, кому отдать жизнь за другого. Комический эффект в конфликт вносит Воробей, который меняет местами ритуальные чаши и ту, что отнимает жизнь в пользу другого, обманом подсовывает старому пирату, спасая свою сварливую возлюбленную - когда-то он увлек Анджелику из католического монастыря, отношения у них складываются, мягко говоря, неровно и противоречиво, но взаимнаястрасть - налицо. Побочной романтической линией становится судьба проповедника, плененного пиратами, и спасенной им русалки - та увлекает его с собой в морскую пучину. Вместе с тем многие моменты вполне самодостаточны (как битва с русалками в Пенной бухте) и драматургически как будто необязательны - если не учитывать специфики драматургии "Пиратов" как проекта в целом.А "в целом" нельзя не отметить, что пираты в этой части - разменная монета в конфликте между карикатурным, гротескным английским королем-протестантом и невнятным испанским монархом, ревностным католиком: первый спит и видит, как бы добраться до источника молодости, чтобы воспользоваться им (и привлекает к экспедиции пиратов), второй стремится вроде бы к тому же - но лишь затем, чтобы уничтожить языческое капище, ибо нет спасения вне церкви и бессмертие души связано не с мифическим источником, но обусловлено верой. Удивительно, однако, что в заданном формате приключенческого аттракциона авторам удается как бы между делом поднять вопросы веры и нравственного выбора - не жертвуя динамизмом и самоиронией, без спекуляции христианской атрибутикой и пошлых оговорок "моему отцу-пирату посвящается".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments