Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

выставка к 120-летию со дня рождения Сергея Прокофьева

Полгода назад, когда я впервые пришел в музей-квартиру Прокофьева в Камергерском (филиал музея имени Глинки), там был готов только мемориальный кабинет и отделан концертный зал с кафе:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1857783.html?mode=reply

За последующие месяцы я неоднократно бывал там на концертах, но только теперь, к 120-летию (уже, в общем, прошедшему) со дня рождения композитора, которого лично я считаю крупнейшим в истории мировой музыки, отрылась экспозиция обзорно-биографическая характера. Я от подобных экспозиций много не жду, а тут еще и пристрастен, но выставка очень меня порадовала. Она сравнительно небольшая, но хорошо продумана и очень удачно организована.

Материалы концептуально объединены в своего рода "стенды", каждый из которых посвящен тому или иному периоду, этапу, событию: детство, молодость и Дягилев, 1930-е годы, работа с Эйзенштейном (выставлены три рисунка самого Эйзенштейна - эскизы к "Ивану Грозному"), постановление 1948 года, трудности последних лет жизни. Компактно и содержательно. Очень интересны портреты ("Прокофьева за роялем" Верейского, 1927), и особенно шаржи - на карикатуре в газете "Музыка" от 16 февраля 1937 года Прокофьев изображен с пальцами-щупальцами - и это очень точно, не в смысле портретного сходства, конечно, но по ощущению от фортепианных партий в его произведениях, которые для достойного исполнения требуют техники нечеловеческой. Есть фарфоровая статуэтка Кукрыниксов 1935 года и их же двойной шарж на Прокофьева и Шостаковича, где Шостакович на голову ниже Прокофьева, Прокофьев делает буквально "ход конем", Шостакович отвечает ему карточной семеркой червей. Шахматная тема на выставка раскрыта в полной мере и может быть даже сверх того - в витрине имеется членский билет московского клуба шахматного и шашечного мастерства, есть шахматные фигуры и игральные карты, впрочем, для композитора, в творчестве которого мотив азартной игры занимал столь большое место, это вряд ли перебор.

Что касается личных вещей - вероятно, они более уместны были бы в мемориальной экспозиции, чем на полке в отдельной витрине за стеклом - но раз уж таковой нет, то бритвенный прибор, эспандер, трубку, кофемолку, молочник, кружки и прочие причиндалы из обихода, принадлежавшие Прокофьеву, приходится рассматривать в том контексте, который предлагается. А в центре зала - мемориальный рояль на "супрематистском", в стиле абстрактной живописи расписанном подиуме, который на вернисаже зазвучал - испонялась 2-я часть Седьмой сонаты. Но рояль - это высокое искусство, а помимо этого к юбилею Прокофьев в его квартире-музее наконец-то вроде бы подлкючили электричество и в туалет больше не надо ходить с ручным фонариком. Правда, сотрудники говорят об этой радости с опаской, потому что не все вопросы окончательно разрешены.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments