Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дома вдовца" Б.Шоу, реж. Леонид Галлис, 1975

Хотя в последнее время и любят повздыхать, среди прочего, об утраченном жанре телеспектакля, большинство телеспектаклей 197-80-х годов - откровенная халтура, да еще и с претензиями. Леонид Галлис сам играет в "Домах вдовца" роль Сарториуса, явно подражая Ростиславу Плятту, но несмотря на достойных актеров в остальных ролях, зрелище все равно унылое. Впрочем, унылая и пьеса Шоу - помнится, именно она открывала его 6-томное собрание сочинений под редакцией Аникста. Сам Шоу включил ее в цикл т.н. "неприятных пьес", поскольку в ней поднимались острые по меркам конца 19 века вопросы: во время путешествия по Рейну английский джентльмен Тренч знакомится с девушкой Бланш, дочерью богатого отца мистера Сарториуса, который совсем не против выдать дочь замуж за родственника влиятельных аристократов; но когда дело с помолвкой улажено, Тренч вдруг выясняет, что Сарториус сколотил состояние на домах для бедняков, выжимая из них все соки, и брезгливо отказывается от денег, в ответ на что Сарториус ему объясняет, что выжатые деньги идут именно ему в счет процентов закладной, поскольку семья Тренча владеет землей, на которой стоят дома.

От драматургии Шоу в современном театральном активе вообще мало что осталось, в лучшем случае - "Пигмалион" и "Дом, где разбиваются сердца", а эта ранняя пьеса выглядит просто смехотворной, поскольку водевильный сюжет (с почти фарсовой развязкой: прекраснодушный джентльмен принимает правила игры и оказывается выжигой пострашнее любого дельца) служит основой для социальной драмы с обличительным посылом. Местами Шоу спасается своей фирменной иронией - на мой вкус, вымученной, но все-таки диалоги в духе: "Надо же человеку как-то жить" - "Не вижу в том необходимости" - несколько облегчают тяжеловесный пафос, в любой момент готовый обрушить шаткую водевильную конструкцию пьесы. В том, как выстроены роли друга доктора Тренча мистера Кокэйна, повернутого на хорошем тоне, вкусе и такте (Валентин Гафт) и Бланш (Анастасия Вертинская) присутствует самоирония, и если бы вся постановка оказалась выдержана в том же духе, она смотрелась бы лучше. Но Галлис-Сарториус, Олег Шкловский-Тренч и Всеволод Шиловский в роли помощника Сарториуса, сделавшего после увольнения карьеру на, как сказали бы сейчас, торговле инсайдерской информацией, играют всерьез, "со значением", и тяжеловесную пьесу это окончательно топит в пафосе, который хотя и остается модным (как и сто с лишним лет назад, прекраснодушные джентльмены демонстративно печалятся о судьбах бедного люда, предпочитая делать это за чужой счет), но по результатам экспериментов 20 века по части исправления несправедливого социального порядка звучит совсем неубедительно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments