Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Весна в Москве" реж. Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова, 1953

Выхватил случайно и не с самого начала фильм, который сперва показался обычной комедией сталинских времен - какие-то мифические ученые ведут - в стихах! это уж как водится - дискуссии о научной работе некой Надежды, которая подавала большие надежды, а потом попала под обстрел критики, но вместо того, чтобы признать ошибки, решила проявить характер. Но стишки показались мне симпатичными - ужасно наивными, разумеется, и тем не менее вовсе не бездарными, а иной раз и любопытными с чисто поэтической точки зрения. Из актеров я не узнавал никого, но стало интересно, чей это фильм. На помощь пришел Кинопоиск - и оказалось, что сценарист фильма 1953 года умер в 1944: это Виктор Гусев, в фильмографии которого всего четыре фильма, причем последние два, включая "Весну в Москве" - посмертных, зато два первых - ни много ни мало "Свинарка и пастух" и "В шесть часов вечера после войны" Пырьева.

"Весна в Москве" явно сочинялась по тому же принципу - это на сто процентов продукт своего времени, и вместе с тем в ней полностью, в отличие даже от "Свинарки и пастуха", отсутствует какая-либо идеология. Годами позднее подобный водевильчик мог сочинить бы, к примеру, Александр Галич. Но соавтором сценария указана Надежда Кошеверова - к тому моменту уже опытный режиссер, имеющий за плечами шедевр на все времена - "Золушку". Помимо главной сюжетной линии: честный ученый написал критическую статью, в которой разгромил работу своей возлюбленной, а его конкурент-интриган обещает ей поддержку, - есть побочная: другой молодой специалист влюбился, совсем как принц Калаф, в портрет девушки-стахановки, носит его повсюду с собой и надеется повстречать оригинал во плоти. Непременные персонажи - простодушная на вид, но хитроватая институтская бабка-гардеробщица, участвующая во всех делах молодежи, и старичок-профессор, умудренный опытом, но не лишенный юношеской живости и многое видящий наперед.

Понятно, что неуемно-оптимистичная "Весна в Москве" фальшива, как любое кино такого рода и того периода, начиная с антуража: аспиранты живут в просторных комнатах шикарного общежития, больше похожего на дворец, комната Надежды (откуда ее после "разноса", в котором поучаствовал, и это главная интрига, другой аспирант, влюбленный в нее и критикующий предмет своей любви из самых чистых, сугубо научных побуждений - характерная примета времени) меблирована не хуже, чем гостиничный номер в фильме "Цирк" Александрова - это уж как минимум. Но фальшь бытовая не режет глаз как раз потому, что к фильму, где все, вплоть до гардеробщицы, разговаривают рифмованными стихами, претензии по части примитивной "достоверности" уместны менее всего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments