Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

выставка к 80-летию театра "Ромэн" в Театральной галерее, "Паллада и кентавр" Ботичелли в ГМИИ

В филиал Бахрушинского я приехал, опоздав на цыганские пляски - и считаю, что мне повезло. Зато несмотря на начавший накрапывать дождик приятно было посидеть во дворе, обстановка в котором почти как двести лет назад. Сама выставка занимает весь второй этаж, но содержание ее слишком ординарное и предсказуемое - топорно выполненная инсталляция таборного костра (а у входа в галерею со двора еще и кибитка притулилась), афиши, фотографии. Что по-настоящему интересно - эскизы Тышлера, причем к постановке по пушкинским "Цыганам" (1936), впрочем, это всего лишь несколько эскизов к костюмама, рубашки нараспашку и т.п. К еще одному спектаклю эскизы делал другой автор, хотя художником-постановщиком тоже значится Тышлер. Разумеется, на видном месте - фотоафиша с портретом Сличенко в роли Протасова из "Живого трупа". Есть фото и афиши с именем Ляли Черной, которая осталась не только на картинках, но и в кино - я помню, смотрел когда-то фильм "Последний табор" про цыган, решивших добровольно создать колхоз. Повеселил также плакат с посвящением спектакля "Жизнь на колесах" ударникам метро. Но побывав однажды в театре "Ромэн" на представлении "Колдовская любовь" (цыганская версия "Кровавой свадьбы" Лорки, точнее, Лорка, приправленный цыганщиной), я для себя определил, что к аутентичной "цыганской культуре", если о таковой вообще можно говорить, "Ромэн" имеет не больше отношения, чем "Шалом" Левенбука - к культуре еврейского местечка.

В Пушкинский музей мы пришли заранее и времени у нас было мало - к картине не пускали, мы каким-то образом все-таки посмотрели ее до официального открытия и в ужасе из этого заведения убежали. Картина тут ни при чем, к Ботичелли, как говорится, претензий нет - хотя, откровенно говоря, проекты типа "выставка одного шедевра" - настоящая профанация. При том что недавно в итальянских музеях я ловил себя на мысли: классическое искусство очень быстро приедается и мимо "шедевров", если они скучены в одном месте в больших количествах, начинаешь пробегать, едва поворачивая голову. Но когда издалека привозят одну картину и подают этот факт как самодостаточное событие - пиаровская составляющая в подобных проектах явно преобладает над художественной. А в случае с "Палладой и кентавром" в ГМИИ получается особенно неприятная ситуация в силу того, что тут присутствует и политическая, и бизнес-составляющая. Но и политика, и бизнес не так отталкивают, как то, что идет от музея непосредственно, увы. Меня недавно попросили поддержать дискуссию и высказаться на тему неадекватного до неприличия поведения музейных сотрудников, и речь шла конкретно про музей им. Пушкина. Я как-то уклонился от этого, потому что на тот момент не ощущал личного стимула. Но и в самом деле - в ГМИИ, безусловно, случаются выдающиеся события, но даже они всегда отравлены общей обстановкой и в залах, и на входе. Меня не столько напрягает отношение работников, которые как будто нарочно пытаются все усложнить и опошлить, сколько пафос, постоянно тут присутствующий, какого нет, например, ни в Третьяковке, ни в других крупных художественных музеях. Культ личности Ирины Антоновой тоже, на самом деле, смущает - опять-таки, нигде, даже в петербургском Эрмитаже, нет подобного. И за всем этим уже не до "изящных искусств".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments