Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Все, что ты хочешь" реж. Ачеро Маньяс в "35 мм"; "Я - Хуани" реж. Хосе Хуан Бигас Луна, 2006

Как пелось в старом детсадовском шлягере, папа может, папа может быть кем угодно, только мамой, только мамой, не может быть. Герой фильма "Все, что ты хочешь" пытается взять этот последний рубеж - после смерти жены, чтобы потрафить капризам четырехлетней дочки, переодевается в женское платье, напяливает парик, делает макияж и изображает для девочки маму. Консультативную помощь ему оказывает престарелый гомосексуалист из бара поблизости, которого убитый горем отец однажды оскорбил, а до этого по просьбе свой подруги, будучи адвокатом, помогал ему уладить дела о наследстве. Подруга тоже могла бы стать для девочки "матерью понарошку", с ней мужчина спал еще состоя в браке, и потом однажды тоже - но хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. В результате на переодетого отца нападают гомофобы, а пока он отлеживается в больнице, дочь забирают родители умершей жены, очень консервативно настроенные. И хотя мудрый старый гей предупреждал, что дети могут быть неблагодарны (его самого якобы бросил сын - вполне, впрочем, мифический, в кадре не появляющийся), папаша похищает девочку и уже в номере мотеля на пути в столицу, под звуки полицейских сирен дочь говорит, что хочет видеть уже не маму, а папу, и папа снимает парик.

Чтобы это трогало, надо сначала рассмешить, как делал, например, Роберто Бениньи в "Жизнь прекрасна" - страшная ситуация подавалась как смешная, и потому цепляла. В испанском фильме изначально сделана установка на "сурьез", серьезны тут все, от папы-адвоката и его строгого компаньона до пожилого гомосексуалиста и уличных отморозков. Поскольку сюпризров особых сюжет тоже не предполагает, смотреть фильм уже с самого начала скучно, а где-то с середины - еще и противно. Противна прежде всего девочка со своими капризами - по-хорошему, отцу следовало бы не платья натягивать на себя, а дать дочери ремня и привязать ее к батарее дня на три, вся блажь и выветрилась бы.

Героиню "Я - Хуани" привязывать уже поздно, девочка созрела, а папа спился, и при мысли, что у него за долги отберут дом, то и дело впадает в неконтролируемую ярость. У Хуани также есть бойфренд-автомеханик, придурок и бабник. Застав его в гараже верхом на незнакомой девице, Хуани решает уехать в Мадрид и стать актрисой.

Мало мне было одного испанского фильма - так после спектакля пошли вечером на другой. В "Художественном" проходит большая ретроспектива Карлоса Сауры, а параллельно с ней - кинопрограмма из работ современных испанских режиссеров, в рамках "Черешневого леса" и совершенно бесплатно, поэтому публики - как грязи, и можно представить, какого сорта публика. "Я - Хуани" пытается казаться продвинутой и модной, она смонтирована в клиповой эстетике, в ней использована узнаваемая музыка и т.д. вплоть до того, что тексты смс выводятся крупным планом на экран. Но ни одной свежей мысли и ни одного хоть сколько нибудь оригинального сюжетного поворота за полтора часа не предлагается. В столице девушка с подругой сталкивается с одной проблемой, потом с другой, на кастингах ее не замечают, продюсеры футболят либо пытаются обмануть, а за жилье требуют арендную плату - надо же, кто бы мог подумать, что так тяжело жить испанской девушке, мечтающей об актерской карьере (но не желающей при этом ни обучаться мастерству, ни говорить по-английски - она считает, что не это поможет раскрыть ей себя, вишь ли). Заболевает отец, Хуани возвращается домой, пытается снова наладить отношения со своим полудурком - но тут уж его новая сожительница застает их на том самом месте, где когда-то Хуани застукала его с другой: ситуация зеркально повторяется, вплоть до того, что убегающая Хуани запускает в парня туфлю, как и в прошлый раз. И, как в прошлый раз, уезжает в Мадрид становиться актрисой. Эту сказку про старушку можно дальше продолжать, но фильм на этом заканчивается.

Оба испанских кинопроизведения еще и нарочито "открыты" к разным вариантам развития событий - что станет в Мадриде с пафосной провинциалкой, как сложится с дочкой у отца-одиночки - неизвестно. Но, если честно, и неинтересно. Что касается папы-трансвестита, то надо еще и понимать: одно дело, если бы ему нравилось переодеваться в женщину, если после смерти жены он это в себе открыл - тогда это и впрямь потянуло бы на драму; но раз ему это поперек горло, раз "все для ребенка" - это и глупо, и отвратительно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments