Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Полифония мира" А.Бакши, реж. Кама Гинкас, запись 2001 года

Когда шли к Доку на "Сквоты" (а оказались в результате в "Практике" на "Вентиле"), видели, как во дворе ТЮЗа за служебными воротами кучкуются Левитин, Абдрашитов и прочие деятели, собравшиеся поздравить Гинкаса с юбилеем. Показ телеверсии "Полифонии мира" к этому юбилею - подарок не для Гинкаса, а для зрителя, ну для меня точно: я не видел "Полифонию" на сцене и даже в записи смотрел впервые.

Конечно, это не характерный образец творчества Гинкаса, и не только по жанру. Спектакли Гинкаса, при всей их эмоциональной насыщенности - рациональные, интеллектуальные, на чей-то вкус способные показаться "холодными" (в этом, в частности, многие упрекают прошлогоднюю "Медею"). "Полифония мира" по формату представляет собой то, что называется сейчас "перформанс", пусть сам Гинкас и не употребляет, кажется, таких слов. По замыслу композитора Александра Бакши в пространстве, выстроенном Сергеем Бархиным и напоминающем не то полуразрушенную Вавилонскую башню, не то кратер вулкана изнутри (так или иначе - апокалиптический мотив присутствует) музицируют каждый на свой лад представители разных культур и традиций, от архаичных до самых продвинутых, от рафинированных европейских до палеоазиатских.

В этой "музыкальной мистерии" автором, по всякой логике, выступает композитор, а режиссер - в лучшем случае "аранжировщиком". Гинкас по аналогии с мифологическими моделями мироздания конструирует свою собственную авторскую модель, просто здесь модель эта заведомо носит если не в полной, то в значительной степени прикладной, иллюстративный характер. Оттого, с одной стороны, в спектакле присутствуют образы, характерные скорее для театра Някрошюса, чем Гинкаса (катящиеся по железным желобам камни и затем восходящий по тем же желобам огонь; пластиковый чан с водой и т.д.), а само действо в целом больше в духе Анатолия Васильева, чем привычного всем Гинкаса (кстати, на выставке в Бахрушинском есть плакат какого-то зарубежного фестиваля, напоминающий о совместном участии в нем Васильева и Гинкаса, их фамилии стоят там рядом); с другой, некоторые режиссерские находки "Полифонии мира" Гинкас очевидно использовал в своих последующих работах, и особенно явно, как мне показалось, в "Нелепой поэмке".

В "Полифонии мира", впрочем, есть свой герой-протагонист - эту роль исполняет бородатый длинноволосый (смахивающий на Иоанна Крестителя с полотен старых мастеров Европы) грек с характерным и символическим именем Василис Логос. Его извлекают из пылающего подземелья и далее он участвует в мистериальных "ритуалах", или остается наблюдателем, пока вокруг извлекают звуки из разных предметов, проносят, подобно гробу на похоронах, контрабас и т.д. Временами появляется балерина Валерия Васильева в пачке и демонстрирует полупародийные классические па. Все это так или иначе работает в первую очередь на музыкальный образ - как и должно быть, что следует уже из названия проекта.

Кажется, что от Гинкаса в "Полифонии мира" - только фантазия, порождающая отдельные режиссерские находки, это не его авторский спектакль, какие у меня всякий раз приводят к потрясению, начиная от "К.И. из "Преступления", с которой для меня почти пятнадцать лет назад началось открытие Гинкаса, и до "Черного монаха", которого я снова пересматривал зимой. Но, наверное, неслучайно, что именно "Полифонию..." выбрали для юбилейного эфира (надо полагать, с Кама Миронович при этом имел право хотя бы совещательного голоса). Перед "Полифонией мира" показывали документальный фильм о Гинкасе, а в нем, как водится, фрагменты его спектаклей - и поразительно, что по любому кадру можно опознать, что за постановка, если только смотрел ее когда-то. С Гинкасом нередко работают одни и те же актеры, порой сходным образом решено пространство (например, в "К.И." и в "Пушкин. Дуэль. Смерть" - белая комната и стол), но спутать невозможно не только разные спектакли, но и сцены из каждого. К "музыкальной мистерии" Бакши тоже относится. Безумная фея, у которой давно все перемешалось в голове, удивлялась, как хорошо она, оказывается, помнит "Полифонию мира" (смотрела десять лет назад из первого ряда театра им. Вахтангова) - но такова особенность театра Гинкаса: даже в представлении, где нет жесткого драматургического стержня, принципиально построенном на взаимодействии, на столкновении разнородных элементов, Гинкас выводит свою "формулу" бытия, ни на чью больше не похожую, и она с годами из памяти не стирается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment