Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Вентиль" Г.Грекова в театре "Практика", реж. Виктор Алферов

Вообще-то в "Практику" мы зашли, чтобы взять репертуар, потому что до спектакля в Доке оставалось еще много времени. Я знал заранее, что в эти дни играются превью "Вентиля", но когда позвонил в театр, мне сказали, что судьба спектакля под вопросом и никого на прогоны не приглашают. Особого желания и не было, так что истерически настаивать, по своему обыкновению, я не стал. Но во дворе "Практики" уже собирался народ, и что-то меня переклинило. В результате мы успели сбегать в Док объясниться (ну все и так знают наши повадки - никто особо не удивился и не расстроился), вернулись в "Практику", уселись в первый ряд... Я не понимаю, честно, что с этим спектаклем не так и почему возникают вопросы о его будущем.

То есть, конечно, пьеса - слабая, но это, наверное, не накануне прогона на зрителя стало известно. Обыкновенная, я бы сказал, старомодная интеллигентская притча-фантасмагория: у молодого парня Феликса - вентиль в квартире, его "шеф", когда появляется, говорит, закрывать вентиль или открывать, все это неизменно происходит под государственный гимн РФ, а некий "резидент" - представитель противоположного, если можно так сказать, "лагеря", за то, что вентиль открывается, приносит чемоданчик с "серпантином", и все довольны, пока Феликс, уставший за два года от вынужденного затворничества наедине с вентилем и ноутбуком, не догадывается вызвать проститутку, чтобы пожаловаться ей - он вообще любит, когда женщины его жалеют. Проститутка поначалу кривляется, потом соглашается, но жалобы ее вскоре начинают раздражать, обиженный Феликс сует себе в рот пистолет, который прятал под подушкой, девушка пистолет вырывает и тот случайно стреляет в нее. Далее друг друга в квартире Феликса сменяют "шеф" и "резидент". У "шефа" простатит, и несмотря на то, что один из двух охранников-качков регулярно массирует ему простату, тот постоянно бегает в туалет. У "резидента" интересы связаны со сходной областью - он заставляет Феликса под дулом пистолета (своего собственного уже) открыть вентиль, потом пытается его трахнуть, но Феликс убивает "резидента". По вызову в связи с открытым вентилем снова заявляется "шеф" с качками, и пока "шеф" отбегает в туалет, качки умирают, нанюхавшись оставленного "резидентом" яда. "Шеф", обнаружив в ванной два тела, возвращается и находит в спальне еще два тела. Он намерен инсценировать нападение "резидента", но Феликс отказывается в него стрелять - до тех пор, пока "шеф" не попытается парня убить, тогда Феликс, защищаясь, убивает его. Зато в этот момент из ванной появляется живая проститутка - у нее, видите ли, простая царапина, просто она вида крови собственной не переносит, сразу сознание теряет. Как придет, смотрит - кровь, и снова теряет. Так и теряла, пока все остальное происходило, но потом все-таки очухалась, и зовут ее, оказывается, Даша, и вместе с Феликсом они покидают квартиру, отправляясь навстречу неизведанному - для пущей неизведанности Феликс оставляет возле вентиля "резидентский" чемоданчик с "серпантином".

Не знаю, как у режиссера шла работа над пьесой - как я себе это представляю, это должен быть процесс сродни доению козла. Тем восхитительнее, что Алферову из этого текста удалось выдоить максимум возможного. Почти полуторачасовой спектакль прекрасно смотрится и не минуты дает не то что скучать, но даже испытывать дискомфорт по поводу убожества исходного драматургического материала. Алферов вместе с художником Ярославой Рафиковой декорировали черную коробку сцены разноцветными светодиодными трубками, сам вентиль, особенно когда начинает играть гимн, иллюминирован, и вообще зрелище против ожидания радует глаз. Но еще больше радуют актеры. Ричард Бондарев в роли Феликса несколько однообразен - он играет "простого парня", и это где-то трогательно, но где-то чересчур наивно, если не плоско, подстать пьесе. А вот гротескные "шеф" и "резидент" - просто блеск. Для Амаду Мамадакова роль "босса" Феликса - на моей памяти лучшая театральная работа: затянутый в строгий пиджак, страдающий от простатита демагог в окружении двух качков (качки, кстати, сами по себе тоже очень прикольные), толкующий о социальной ответственности молодежи и всем таком прочем. Для Алексея Завьялова образ "резидента" - лицемерного менеджера западно-технократического толка - более привычна (что-то похожее он играл в пьесе "Урод", тут же, в "Практике), но исполнена она безупречно. Между прочим, далеко не каждый, а я бы сказал, редкий спектакль по "новой драме" дает возможность всерьез, да еще с восторгом, говорить об актерских работах, а в "Вентиле" что ни работа - то отдельная радость и за артиста, и за себя, за возможность такое увидеть.

Я всегда держу обещания не высказываться о спектаклях, которые видел до официальной премьеры. Но на этот раз меня, вроде бы, не заставляли кровью расписываться о "неразглашении". А коль скоро возникают сомнения по поводу того, выпускать "Вентиль" или нет, то, если мой голос что-то значит, я, пока не поздно, спешу отдать его "за" спектакль. Мне-то, в общем, все равно - я уже посмотрел. Но обидно будет, если такая достойная и, при всех возможных оговорках, успешная работа понапрасну пропадет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments