Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Русалочка" в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, хореография Джона Ноймайера

"Сон в летнюю ночь" Ноймайер тоже строил на столкновении двух планов - бытового и фантастического, но если в "Сне" быт подавался с добрым юмором, то в "Русалочке" - с едким сарказмом и без всякого умиления. Начиная, впрочем, с музыки (композитор Лера Ауэрбах), на свой лад уместной в качестве аудио-иллюстрации к технологически навороченному танцевальному блокбастеру, в которой, однако, поминутно возникают мелодические цитаты, причем выбор тем для цитирования тоже вызывает вопросы - одним из лейтмотивов становится мелодия, сильно смахивающая на песенку "Цыпленок жареный" (для матросского танца - вместо "Яблочка", очевидно), хотя можно, конечно, предположить, что автор музыки к балету заимствовала ее не из уличного ретро-шлягера напрямую, а опосредованно через 9-ю симфонию Шостаковича, но вообще знакомые мотивчики, от Альбинони и Бетховена до Прокофьева и Гаврилина, попадаются то и дело - но, с другой стороны, почему девушке, родившейся в Челябинске, и не припасть лишний раз к кладезю мировой музыкальной культуры? Так или иначе, два противопоставленных друг другу мира, подводный и земной, соединяет своей фантазией Поэт (как бы сам Андерсен) - трогательный персонаж в черном фраке и шляпе цилиндре, который в мире собственного вымысла не полновластный хозяин, но жертва обидных насмешек. С Русалочкой он себя ассоциирует и практически отождествляет постольку, поскольку сам безнадежно влюблен в принца-капитана (мотив, который у Ноймайера можно и в "Чайке" проследить). Атрибут его сказочного волшебства и чувствительности к иной, чужой реальности - морская раковина. Крошечная ракушка - если не знать, не разглядишь и из первых рядов партера - приклеена ко лбу Русалочки в знак ее принадлежности к морским обитателям.

Танцующая русалка - это для хореографа, между прочим, проблема, которая в спектакле решена с помощью костюма главной героини - синие шаровары с штанинами на полметра длиннее ноги. Морской колдун - неопределенного пола лысое существо в цыганского покроя юбке, но матросики-физкультурники с палубы корабля по жестокости и агрессии дадут фору любой подводной нечисти. Принц-капитан в белом кителе и фуражке (его атрибутика - чисто бытовая и спортивного характера: клюшка и мячик для гольфа) тоже оказывается безжалостным и нечутким к чужой боли. Море обозначено волнами из светящихся трубок, которые приходят в движение, когда начинает "штормить" и проплывающие над сценой муляжи кораблей идут на дно. Во втором акте Русалочка оказывается в белой комнате-коробке и бьется о стены и потолок совсем как К.И. в спектакле Гинкаса по "Преступлению и наказанию", только у той в распоряжении была лестница, а у этой - стул. Земля становится для Русалочки, да и для сказочника в цилиндре тоже, лишь "пересадочной станцией" - в финале они, распрощавшись с мечтой выйти замуж за капитана, оказываются на платформе, усеянной лампочками-"звездами", и вдвоем поднимаются по звездной дорожке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments