Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Крещение" реж. Марцин Врона

Отзывы об этом фильме после показа в "Художественном" были невосторженные, а для того, чтобы посмотреть повтор в "Факеле", требовалось потратить целый вечер, при том что тем же вечером в КЗЧ Гергиев со своими солистами исполнял "Реквием" Верди и в довесок к нему Кругликова, а в Большом был юбилей Рождественского (на начало которого, строго говоря, все-таки стоило пойти - после двух отделений я спокойно бы доехал в кино на 21.00). Но я рассудил, что даже не на самый лучший польский фильм вечер потратить стоит, потому что другой возможности посмотреть его не представится, скорее всего, никогда. А фильм оказался из числа тех, которые при любых обстоятельствах пропустить было бы обидно.

Картина не пытается притворяться притчей, не навязывает метафор, замешанных на религиозной символике - она сделана в стилистике несложной криминально-психологической драмы, достаточно жесткой, с внятным сюжетом, с лежащим на поверхности конфликтом, с четкой внутренней хронологией. Действие начинается с пролога, где героя, попытавшегося утопиться, вытаскивают из воды, затем идут кадры попытки ограбления товарного состава - злоумышленника преследуют и ловят полицейские с собаками. А дальше - основные семь "главок", расписанных по дням недели, от понедельника до воскресенья. В понедельник к своему старому приятелю Михалу из армии возвращается Янек. Он с удивлением узнает, что Михал женат, у него недавно родился сын Адам, жену Магду он любит и все у него вроде бы хорошо. Но прежде Янек и Михал были связаны с бандой Толстого и его подручного Лысого. Обратившись к ним снова, Янек узнает, что Михал, когда его схватили, ради семьи сдал брата Толстого, пошел на сделку - его отпустили, но прежние дружки угрожают его убить, и не трогают только пока он платит за каждый день жизни по десять тысяч. Денег у Михала осталось до воскресенья, и на воскресенье назначено крещение сына. Дружки предлагают Янеку, если он хочет снова войти в дело, самому убить Михала. А Михал предлагает ему стать крестным отцом Адама. Янек принимает оба предложения.

Так, без всяких потуг и заморочек, самым естественным образом (поскольку мышление в религиозных категориях для польских художников - не дань моде и не отработка соцзаказа, а дело естественное, как дыхание) простая история выходит в поле ассоциаций, где есть место и страстной неделе, и предательству, и женщине-спутнице, многого пока не понимающей, но чувствующей, и отношения отца и сына - но все это не режет глаз и даже не настаивает на своей обязательности, можно смотреть фильм и просто как драму двух друзей-бандитов. Правда, фильм все-таки называется "Крещение" - даже не "Крестины". И главные герои носят христианские имена, в то время как бандиты-упыри фигурируют под нечеловеческими кличками, и "штаб-квартира" их располагается на кухне клуба-ресторана, бандитские сходки происходят среди парящих котлов и переодевающихся баб-стриптизерш - просто адский пейзаж. Ассоциации такого рода можно продолжать бесконечно, вплоть до деталей знакомства Михала и Янека - в детстве, на рыбной ловле, когда Михал порезал леской руку, а Янек приложил к ране ветчину из материнского бутерброда. Михал хочет от Янека, чтобы тот после его смерти заботился о Магде и Адаме, но пока жив, ревнует жену, Магда, ничего не зная о прошлом мужа, винит в происходящем Янека, Янек, со своей стороны, сомневается во всем, но бандитский наказ выполняет - бьет Михала камнет по голове, затем топит в реке.

То, что "Крещение" прямо наследует кинематографу Кесьлевского - несомненно. Актерское трио просто грандиозное - Томаш Шухардт, Войцех Зелиньски, Наталья Рыбицка. Главный герой здесь, конечно, Янек, и сыгран он тем более потрясающе, что подобный типаж в современном кино востребован, в русскоязычных картинах такого плана эти роли достаются исполнителям вроде Горобченко или Вдовиченкова, и даже если во всем остальном фильм еще мог оказаться состоятельным, это портит его напрочь. "Крещение", может быть, в чем-то недодумано, недотянуто если не по общей мысли, то по развитию отдельных характеров (например, Магды), но даже отдельные кадры с крупными планами Янека уже говорят больше, чем иная двухчасовая претендующая на "духовность", щедро декорированная иконками, ряжеными столпниками и дрессированными птичками-бабочками белиберда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments